Уполномоченный МИД по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев заявил, что в России нет поводов для пересмотра позиции насчет смертной казни. Дипломат напомнил, что РФ взяла на себя обязательства по введению моратория после вступления в Совет Европы, и данная норма соблюдается.
«Мораторий соблюдается, по этому поводу высказывался и Конституционный суд РФ, и высказывался президент. <...> Позиция у нас совершенно четко определена», — сказал Лукьянцев в беседе с РИА Новости. Он подчеркнул, что «пока не усматривает» поводов для пересмотра решения о действии моратория в России.
Ранее председатель Конституционного суда Валерий Зорькин допустил возможность возвращения в РФ смертной казни за некоторые преступления. По мнению Зорькина, вопрос о высшей мере наказания нельзя закрывать, пока в стране фиксируются умышленные убийства.
В данном вопросе многое зависит от общей правовой ситуации в стране — от того, как далеко продвинется РФ в процессе формирования «прочного, уверенного в себе правопорядка», отметил председатель Конституционного суда.
Россия ввела мораторий на смертную казнь в 1997 году после вхождения в состав Совета Европы. Последний приговор в стране привели в исполнение 2 сентября 1996 года. Запрет на применение смертной казни был продлен в 2009 году.
Многие политики, чиновники и другие общественные деятели периодически высказываются о смертной казни. Например, после убийства и изнасилования двух детей в Киселевске в сентябре 2021 года депутат Госдумы Михаил Емельянов высказался за высшую меру наказания для преступника. Однако в Совете по правам человека выступают против отмены моратория на высшую меру наказания.
Член президиума СПЧ, омбудсмен в Свердловской области Татьяна Мерзлякова в беседе с Daily Storm выразила уверенность, что на эту тему можно будет рассуждать только тогда, когда в России не будет судебных и следственных ошибок. Мерзлякова отметила, что в должности уполномоченного по правам человека «работает не на теории, а на практике», и она видит ошибки следствия.
Позицию омбудсмена поддерживает и вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Генри Резник. Он полагает, что смертная казнь не относится к национальным традициям русского народа, который «был не более свиреп и жесток, чем народы других стран». Все разумные аргументы — против этой меры наказания, подчеркнул Резник. Если Россия вернет смертную казнь — стране придется покинуть Совет Европы, и это станет «настоящей трагедией», напомнил адвокат.