Вице-премьер Александр Новак заявил, что после трагедии на «Листвяжной» в Кузбассе надо запретить выдачу новых лицензий для шахтной добычи угля. Новак также сообщил, что в будущем изменится зависимость зарплаты горняков от выработки.
Вице-премьер уточнил, что старые шахты будут закрываться после истечения срока действия лицензий, а о появлении новых речи не должно вестись. Новак пояснил, что пользование недрами ведется на основании лицензий, у которых есть срок действия, обычно связанный с завершением отработки запасов полезных ископаемых.
«Считаю, что не надо выдавать новых лицензий на разработку таких участков недр. То есть старые шахты постепенно будут закрываться, а новых не должно появляться», — цитирует вице-премьера России РБК.
Новак подчеркнул, что следует проводить политику, направленную на то, чтобы глубоких шахт с высоким содержанием метана становилось меньше. Вице-премьер пояснил, что в последние годы количество особо опасных шахт в РФ сократилось — с 52 до 23. В то же время увеличивается доля более безопасных угольных разрезов с добычей открытым способом.
По словам Новака, это «одно из направлений работы по снижению рисков аварий». Он при этом уточнил: одномоментно закрывать оставшиеся 23 особо опасные угольные шахты не планируется, поскольку надо сохранить рабочие места для людей.
«Также будут изменены отраслевые соглашения по оплате труда шахтеров — уменьшится доля заработной платы, зависящая от объемов выработки», — добавил вице-премьер. Он отметил, что таким было поручение главы государства после ЧП в Кузбассе.
Президент России Владимир Путин поднял вопрос о зарплате горняков 2 декабря на совещании о последствиях трагедии на «Листвяжной». Он указал, что действующая структура оплаты труда шахтеров вынуждает людей пренебрегать требованиями безопасности. Путин заявил, что «условно постоянная» составляющая зарплаты в 70% на самом деле «включает в себя в том числе оплату по сдельным расценкам, в том числе сдельный приработок».
Взрыв и задымление произошли в «Листвяжной» 25 ноября. На объекте находились 285 человек. Пострадали 106, погиб 51 человек — 46 горняков и пять спасателей. Шахтеры после ЧП признались: начальство постоянно занижало реальные показатели концентрации метана под землей. По мнению горняков, из-за грубых нарушений правил безопасности авария на объекте была вопросом времени.
Временно исполняющий обязанности главы МЧС Александр Чуприян сообщил, что диспетчеры «Листвяжной» не смогли предоставить спасателям информацию с датчиков геолокации горняков, которые были заблокированы в забое. Из-за этого сотрудники МЧС не знали, где конкретно искать шахтеров.
СКР возбудил уголовные дела по статьям о нарушении норм промышленной безопасности, злоупотреблении полномочиями и халатности, которые повлекли гибель людей. 27 ноября стало известно об аресте пятерых человек: директора «Листвяжной» Сергея Махракова, его заместителя Андрея Молостова, инспекторов Ростехнадзора Сергея Винокурова и Вячеслава Семыкина и начальника участка шахты Сергея Герасименка. Махраков, Молостов и Герасименок обвиняются в нарушении норм промышленной безопасности, Винокуров и Семыкин — в халатности.
15 декабря суд арестовал главного инженера шахты «Листвяжная» Анатолия Лобанова, директора компании «СДС-Уголь», которая владеет шахтой, Геннадия Алексеева и ее технического директора Антона Якутова — их обвиняют в нарушении норм безопасности. Под стражу также отправили президента «СДС-Уголь» Михаила Федяева, который обвиняется в злоупотреблении полномочиями.