Диспетчеры угольной шахты «Листвяжная» в Кузбассе не смогли предоставить МЧС информацию с датчиков геолокации горняков, которые были заблокированы в забое. Из-за этого горноспасатели не знали, где конкретно искать шахтеров, оставшихся под землей.
«Сейчас местонахождение шахтеров отслеживается автоматически чуть ли не ежесекундно, информация поступает диспетчеру шахты. Но когда мы прибыли на «Листвяжную» и попросили предоставить нам данные приборов геолокации шахтеров, их не оказалось. И горноспасатели не знали, где конкретно искать оставшихся под землей горнорабочих», — сказал ТАСС временно исполняющий обязанности главы МЧС Александр Чуприян.
Он отметил, что соблюдение правил безопасности в шахтах помогает избежать трагедий вроде той, что прошла в Кузбассе: «Главное ведь, чтобы оборудование было исправно и показывало реальные данные, чтобы информация об уровне метана, местоположении шахтеров была достоверной. Автоматика, приборы объективного контроля должны работать, и тогда вне зависимости от того, кому эти данные будут поступать, таких трагедий у нас не будет. Нужно бороться с такими явлениями, как умышленно испорченные датчики, которые искусственно загрубляются, заклеиваются и так далее».
Чуприян добавил, что авария на шахте «Распадская» в 2010 году не стала уроком для руководства промышленных объектов: «11 лет прошло. Я полагал, что те страшные события послужили серьезным уроком для собственников шахт и их управляющих, что за эти годы на шахтах Кузбасса окончательно установилась диктатура производственной дисциплины. Оказалось — нет».
Ранее врио главы МЧС сообщил, что родственники горняков, которые погибли на «Листвяжной», выступают против закрытия шахты. Он также напомнил, что от неукоснительного соблюдения производственной дисциплины действительно зависят жизни шахтеров.
Взрыв и задымление произошли в «Листвяжной» утром 25 ноября. В момент происшествия на объекте находились 285 человек, большую часть из них удалось спасти. Пострадали 106 человек, погиб 51. После аварии несколько кузбасских шахтеров сообщили, что в первые полтора часа после аварии экстренных служб не было на месте трагедии. Также горняки рассказали, что руководство шахты постоянно занижало реальные показатели концентрации метана под землей. По их словам, из-за грубых нарушений правил безопасности авария на объекте была лишь вопросом времени.
Следственный комитет возбудил уголовные дела по статьям о нарушении норм промышленной безопасности, злоупотреблении полномочиями и халатности, которые повлекли гибель людей. 27 ноября суд арестовал пятерых обвиняемых: директора «Листвяжной» Сергея Махракова, его заместителя Андрея Молостова, инспекторов Ростехнадзора Сергея Винокурова и Вячеслава Семыкина и начальника участка шахты Сергея Герасименка. Махраков, Молостов и Герасименок обвиняются в нарушении норм промышленной безопасности, Винокуров и Семыкин — в халатности.
15 декабря суд арестовал главного инженера шахты «Листвяжная» Анатолия Лобанова, директора компании «СДС-Уголь», которая владеет шахтой, Геннадия Алексеева и ее технического директора Антона Якутова — их обвиняют в нарушении норм безопасности. Кроме того, под стражу отправили президента «СДС-Уголь» Михаила Федяева — он обвиняется в злоупотреблении полномочиями.