Для того чтобы трагедии вроде той, что произошла на угольной шахте «Листвяжная» в Кузбассе, не повторялись, нужно соблюдать все правила безопасности. Нести ответственность за безопасность на промышленных объектах должны все стороны — от рядовых сотрудников до руководства. Об этом заявил временно исполняющий обязанности главы МЧС Александр Чуприян.
«Там, где технологические процессы связаны с риском, абсолютно у всех участников должна быть железная производственная дисциплина. В данном случае требуется постоянный честный мониторинг концентрации метана в угольных шахтах, а не создание его видимости», — сказал глава ведомства в интервью РБК.
Он отметил, что нынешние шахты оснащены современной системой предупреждения аварий — важно пользоваться ею: «На такого рода производствах существует целый набор приборов объективного контроля. И если люди сами их выключают либо создают искусственные помехи, то чего мы тогда хотим? Это прямой путь к беде, к чрезвычайной ситуации. Курить можно и на пороховой бочке, но при этом окурки нужно бросать точно в урну, но никак не рядышком. Все участники процесса — от рядовых исполнителей до руководства — должны это осознавать».
Также Чуприян рассказал, что думают родственники погибших шахтеров о дальнейшей судьбе «Листвяжной»: «На встрече с семьями погибших мы их спросили: хотите ли вы, чтобы шахта продолжала работать, или мы ее закрываем? Все в один голос сказали, что шахта должна работать. В Кузбассе это на генетическом уровне. Страна заинтересована в этом виде топлива, но еще больше страна заинтересована в том, чтобы шахтеры были живы».
Взрыв и задымление произошли в «Листвяжной» утром 25 ноября. В момент происшествия на объекте находились 285 человек, большую часть из них удалось спасти. Пострадали 106 человек. Изначально МЧС сообщало о 52 погибших, но позже спасатели нашли еще одного выжившего — своего коллегу Александра Заковряшина. 13 декабря спасатели завершили поисковые работы на «Листвяжной».
После аварии несколько кузбасских шахтеров сообщили, что в первые полтора часа после аварии экстренных служб не было на месте трагедии. Также горняки рассказали, что руководство шахты постоянно занижало реальные показатели концентрации метана под землей. По их словам, из-за грубых нарушений правил безопасности авария на объекте была лишь вопросом времени.
Следственный комитет возбудил уголовные дела по статьям о нарушении норм промышленной безопасности, злоупотреблении полномочиями и халатности, которые повлекли гибель людей. 27 ноября суд арестовал пятерых обвиняемых: директора «Листвяжной» Сергея Махракова, его заместителя Андрея Молостова, инспекторов Ростехнадзора Сергея Винокурова и Вячеслава Семыкина и начальника участка шахты Сергея Герасименка. Махраков, Молостов и Герасименок обвиняются в нарушении норм промышленной безопасности, Винокуров и Семыкин — в халатности.
15 декабря суд арестовал главного инженера шахты «Листвяжная» Анатолия Лобанова, директора компании «СДС-Уголь», которая владеет шахтой, Геннадия Алексеева и ее технического директора Антона Якутова — их обвиняют в нарушении норм безопасности. Кроме того, под стражу отправили президента «СДС-Уголь» Михаила Федяева — он обвиняется в злоупотреблении полномочиями.