Twitter и Facebook стали лидерами рейтинга интернет-платформ, нарушающих закон о распространении деструктивного контента. Об этом сообщили в Общественной палате. Третье место в этом списке занял YouTube. Далее расположились Instagram, TikTok, «ВКонтакте» и «Одноклассники».
«Противоправный контент был выявлен на всех платформах без исключения, как у иностранных, так и у российских ресурсов. Но важно отметить, что у различных платформ очень разный подход к борьбе с распространением такого противоправного контента», — заявила член Общественной палаты Екатерина Мизулина на круглом столе «Безответственные платформы: как соцсети борются с деструктивным контентом».
В ОП уточнили, что при составлении рейтинга учитывались множество факторов. Среди них — «количество неудаленного противоправного контента, наличие или отсутствие представительства площадки в России, готовность взаимодействовать с регулятором и скорость реакции на жалобы пользователей и надзорных ведомств».
По словам Мизулиной, наиболее злостным нарушителем является Twitter. Эта площадка, по мнению члена Общественной палаты, прибегает к двойным стандартам. «С одной стороны не занимается борьбой с распространением запрещенной информации в России, с другой — занимается преследованием российских пользователей платформы по совершенно непонятным причинам», — считает Мизулина.
Она сообщила, что в Twitter на один противоправный материал приходится 10 465 пользователей, а в Facebook на один нарушающий законодательство пост — 12 180. Также Мизулина призвала Роскомнадзор «к решительным действиям в отношении Twitter». В качестве меры воздействия на платформу Мизулина предложила ввести против Twitter «замедление скорости трафика на территории России».
Первый зампредседателя комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич обратил внимание, что «регулирование иностранных платформ не вынуждает их уйти с локального рынка».
«Как только власти начинают говорить о замедлении трафика, штрафах для IT-гигантов, те начинают прислушиваться. Никакие попытки договориться, угрозы не работают, а работает лишь неотвратимость наказания. Реальная угроза доходам может заставить IT-компании идти навстречу», — полагает Малькевич.
Под деструктивным контентом подразумевается детская порнография, материалы, популяризирующие наркотики, публикации террористической и экстремистской направленности и оскорбление государственных символов.
С 1 февраля в силу вступил закон, обязывающий владельцев соцсетей с посещаемостью более 500 тысяч пользователей в сутки и тех, кто размещает русскоязычную рекламу, выявлять и блокировать информацию определенных категорий.
Соцсети обязаны закрывать доступ к данным об изготовлении и использовании наркотиков, о детской порнографии, призывам к самоубийству, информации, выражающей явное неуважение к обществу, государству, а также содержащей призывы к массовым беспорядкам. Кроме того, в соцсетях запрещается использование нецензурной лексики.
Если у владельцев сайта есть вопросы о противоправности информации, то финальное решение принимает Роскомнадзор, к которому платформы могут обращаться за помощью. На время оценки спорный контент придется заблокировать. Надзорное ведомство позднее примет решение о снятии или сохранении ограничений.