St
Освоение Арктики поможет Китаю и России противостоять влиянию США
18+

Освоение Арктики поможет Китаю и России противостоять влиянию США

Архангельск и Мурманск могут стать главными транспортными узлами

Архангельск и Мурманск могут стать главными транспортными узлами Фото: © GLOBAL LOOK press/Serguei Fomine
Фото: © GLOBAL LOOK press/Serguei Fomine

Заместитель директора Департамента Центральной Азии и Восточной Европы Министерства коммерции Китая Лю Сюэсун 15 мая заявил о разработке меморандума о сотрудничестве КНР и России в сфере освоения Арктики. Несмотря на наличие у обоих государств собственных прагматичных интересов на Крайнем Севере, совместное освоение арктической зоны сулит Китаю и России немало выгод. Еще в июле 2017 года между председателем Си Цзиньпином и президентом Владимиром Путиным была достигнута договоренность о строительстве «Ледяного шелкового пути».


«Ледяной шелковый путь» призван объединить китайскую концепцию «Один пояс — один путь» с планами стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Для КНР через Арктику проходит наиболее короткий и безопасный морской маршрут, связывающий Китай с Европой.


Концепция «Один пояс — один путь» была предложена Си Цзиньпином в 2013 году и нацелена на увеличение объема внешней торговли Китая. План КНР включает в себя сухопутный и морской маршруты, пролегающие через государства, охваченные вооруженными конфликтами. Например, один проходит через страны Персидского залива и Африки — регионы, которые вряд ли смогут обеспечить безопасное перемещение китайских товаров в Европу. С помощью «Ледяного шелкового пути» Пекин сможет обеспечить стабильные морские перевозки и их относительную независимость от транзитных государств.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

По данным исследования Полярного научно-исследовательского института Китая, к 2020 году торговля КНР через Арктику будет составлять 5-15% от общего объема. Арктический маршрут позволит китайским компаниям экономить и время, и деньги. Например, проход грузового судна из Шанхая в Гамбург через Северный морской путь на 2,8 тысячи миль короче, чем путь через Суэцкий канал. В 2010 году гонконгское судно MV Nordic Barents доставило железную руду из Норвегии в Шанхай, сэкономив 180 тысяч долларов.


России совместное с Китаем освоение Арктики сулит инвестиции, развитие арктической инфраструктуры и технологии, что особенно важно на фоне западных санкций. В декабре 2017 года российские и китайские ученые-кораблестроители договорились вместе разрабатывать новые технологии исследования океана, моделирования ледовых нагрузок и анализа прочности судов.

Реализация «Ледяного шелкового пути» станет хорошим подспорьем российской программе развития арктической зоны до 2025 года. В 2015-м Россия и Китай решили совместно строить железнодорожную магистраль «Белкомур» из Архангельска через Белое море, в Республику Коми и далее на Урал. «Белкомур» — один из проектов создания опорной инфраструктуры в Арктике и на Русском Севере. Исполнительный директор Института полярного права и политики Океанского университета КНР Го Пэйцина уже предрек Архангельску и Мурманску судьбу главных транспортных узлов в Европе, которые свяжут арктический морской путь, север Европы и регионы России.


Участие Китая также может сыграть позитивную роль в развитии ЕАЭС, в состав которого входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан во главе с Россией. Замедляя темпы развития российской экономики, западные санкции не позволяют Москве в полной мере играть роль движущей силы на пространстве ЕАЭС. Привлечение Китая способно решить эту проблему и привлечь дополнительные ресурсы для роста экономик стран союза.

Согласно исследованию, опубликованному журналом Science в 2009 году, подо льдами Арктики залегает около 1550 триллионов кубометров газа и около 83 миллиардов баррелей нефти. И на сегодняшний день у Москвы и Пекина есть опыт сотрудничества в газодобывающей отрасли. Страны реализуют совместный проект «Ямал СПГ», в рамках которого в 2019 году планируется запустить экспортный газовый терминал общей мощностью до 16,5 миллиона тонн в год.


Учитывая текущую политическую конъюнктуру, Россия, как и Китай стремится получить большую независимость от США и уменьшить влияние Вашингтона в различных регионах мира. Объединение усилий по совместному развитию Арктики способствует развитию и укреплению двух государств в регионе, что, в свою очередь, приведет к достижению поставленной цели.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...