Большинство участников опроса, проведенного комитетом по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), считают, что в России наступила новая политическая реальность. По мнению опрошенных политических консультантов, ее основная характеристика — рост антиистеблишментных настроений. При этом в исследовании отмечается, что в этом году социальные сети опередили традиционные технологии политической рекламы.
В докладе комитета по политическим технологиям РАСО «Инструменты избирательной кампании: наступила ли новая политическая реальность?» отмечается, что при сохранении на первом месте значимости элитных договоренностей на выборах резко выросло влияние социальных сетей, опередивших по своей эффективности полевые кампании «от двери к двери», медийные инструменты и наружную рекламу.
Среди социальных сервисов для ведения предвыборной агитации в 2018 году чаще всего политтехнологи использовали Telegram, свидетельствуют результаты исследования. Мессенджер опередил находящиеся примерно на одном уровне по частоте использования «ВКонтакте», YouTube, Instagram, «Одноклассники», WhatsАpp и Facebook. В 2016 году тройку лидеров возглавляла соцсеть «ВКонтакте».
«Telegram воспринимается в качестве эффективного средства воздействия не на массовую аудиторию, а на элиты, хотя и в этом сегменте мессенджер уступает федеральному ТВ и деловым СМИ», — отмечено в исследовании.
На первое место среди интернет-инструментов массового воздействия на электорат выходит работа с группами и блогерами в соцсетях (постоянно используют 68% респондентов), мобильные приложения (27%), опросы агитационной сетью при помощи планшетов (22%).
Среди главных тем, которые формировали повестку выборов в 2018 году, опрошенные политтехнологи называют повышение пенсионного возраста, утилизацию мусора из Москвы, недоверие конкретным представителям власти, темы экологии, антимосковские настроения и недовольства назначенцами федеральных властей, проблемы обманутых дольщиков.
Исследование проводилось 12–13 декабря 2018 года. В опросе приняли участие 80 практикующих политических консультантов, членов РАСО. Большинство респондентов (83%) согласились с тезисом о наступлении в России новой политической реальности с характерным ростом антиистеблишментных настроений.
Главным выводом исследования председатель комитета по политтехнологиям РАСО и президент холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко назвал резкое изменение структуры информационного потребления и факторов успеха на выборах.
«Характеристики новой политической реальности — это рост недоверия к элитам, традиционным СМИ, ВИП-агитаторам. Запрос на диалог, «новую искренность» и сопереживание, совпадение по эмоции. Электорат и в России, и в мире уходит от модели «рационального голосования», — отметил он в комментарии к исследованию.
Напомним, Telegram с апреля 2018 года запрещен в России по решению Таганского суда Москвы. Причиной стал отказ руководства мессенджера передать ФСБ ключи для дешифровки пользовательских чатов, что стало одной из причин блокировки мессенджера. В июне Мосгорсуд рассмотрел жалобу Telegram на блокировку, но отказался отменить санкции против мессенджера. Несмотря на меры Роскомнадзора, предпринятые в соответствии с решением суда, мессенджер доступен россиянам и нормально функционирует.