Сервис каршеринга «Яндекс.Драйв» может лишиться до 35% своего автомобильного парка в этом году. Это связано с тем, что в 2022 году у компании истекают лизинговые контракты, и «Яндекс.Драйв» вынужден возвращать авто собственникам. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
Как сообщил один из источников издания, основной лизингодатель «Яндекс.Драйва», компания Major, отказывается перезаключать контракты для дальнейшей перепродажи автомобилей либо предлагает неподходящие для сервиса каршеринга условия.
Еще одна из проблем для компании — дефицит новых автомобилей. Из-за этого производители перестали выдавать квоты, которыми пользовались сервисы каршеринга и такси. Кроме того, лизингодатели повысили ставки с 8% до минимум 20%, объяснил источник «Ъ».
Издатель проекта «Трушеринг» Юрий Николаев подтвердил сложности с приобретением новых авто. По его мнению, после того как власти Москвы увеличили с трех до четырех лет возраст машин, которые могут получить разрешение на бесплатную парковку, «Яндекс.Драйв» будет возвращать авто из Казани, Санкт-Петербурга и Сочи.
Николаев также считает, что китайские автопроизводители тоже не смогут стать решением проблемы для сервиса каршеринга — цепочки поставок нарушены, цены на авто высокие. Российские марки также не могут заменить нынешний автопарк, говорит эксперт: пробег таких машин достигает 100-120 тысяч километров в год, из-за этого машины приходилось списывать до окончания действия лизинговых договоров.
Помимо «Яндекс.Драйва», проблемы испытывают и другие каршеринговые компании. BelkaCar сообщила о заметном изменении стоимости запчастей, в «Ситидрайве» заверили, что у них есть запасы запчастей и расходников на несколько месяцев. Последняя заявила, что с начала 2021 года вывела в эксплуатацию около 3000 авто и надеется увеличить парк до 10 тысяч.
По прогнозу Николаева, из-за удорожания автомобилей, комплектующих, лизинговых ставок и других проблем стоимость поездок неизбежно будет расти. Из-за этого популярность каршеринга может сильно снизиться, считает эксперт.
Ранее стало известно, что новые автомобили за март подорожали в среднем на 40%. Сильнее всего выросли цены на авто премиум-класса. Их поставки на российский рынок ограничены не только из-за проблем с логистикой, но и из-за санкций, которые ввели многие страны после начала военной операции на Украине.