Руководство украинской компании «Нафтогаз», делая громкие заявления об аресте активов «Газпрома» в Европе и готовности не подписывать новый договор о транзите газа, стремится создать для себя «переговорный плацдарм» перед стартом диалога с российской стороной о подписании нового соглашения по перекачке голубого топлива через территорию Украины. Об этом Daily Storm сказал независимый директор «Газпрома», ректор РГУ нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов. Представитель российской компании отметил, что двери перед украинской стороной для продолжения переговоров не закрыты.
«Нафтогаз» «назло всем отморозил уши». Это стремление создать проблему на пустом месте. Вместо доброжелательного договорного процесса нагнетается напряженность. В этом слишком много пиара… Обычно пиар уже начинается после договоренностей, а здесь все наоборот, — сказал Виктор Мартынов. — То, что сейчас «Нафтогаз» делает такие заявления — это укрепление своих позиций, для того чтобы создать себе переговорный плацдарм. По существу, эти заявления нужно рассматривать именно так».
Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев 17 января заявил, что в Нидерландах, Великобритании и Швейцарии арестованы счета «Газпрома». По его словам, общая сумма заблокированных денег даже превышает сумму долга российской компании перед «Нафтогазом» в 2,56 миллиарда долларов. В тот же день в Газпроме заявили, что аресты со счетов в Швейцарии сняты. В Киеве признали этот факт, а исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко уточнил, что европейские правоохранители просто не смогли найти счета российской корпорации в Швейцарии, но, по его словам, это не значит, что их там нет.
Коболев 18 января на брифинге в Киеве заявил: «Нафтогаз» не исключает, что «Газпром» прекратит перекачку газа через Украину с 1 января 2020 года, то есть, когда истечет срок действия контракта по транзиту голубого топлива. Переговоры с российской стороной по вопросу продолжения транзита газа после 2019 года должны пройти 21 января в рамках встречи представителей ЕС и Россией, которая состоится в Брюсселе.
«Теоретически это [прекращение транзита] возможно — заканчивается действие договора, а дальше уже все зависит от того, будет ли новый договор, — отметил Мартынов. — Если «Нафтогаз» будет делать всякие такие вещи, то соответственно, перспектива заключения нового соглашения ухудшается. Все зависит от конкретной позиции «Нафтогаза». При хороших отношениях и нормальных взаимовыгодных договоренностях… Я думаю, что переговорный процесс должен начаться, и здравый смысл восторжествует».
«Газовый спор» между Москвой и Киевом длится с 2014 года. Стокгольмский арбитраж в конце 2017 года обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» 2,56 миллиарда долларов. Российская компания обжаловала это решение, однако «Нафтогаз» начал процедуру взыскания.
«Никакого долга на самом деле нет, — сказал Мартынов 18 января. — «Нафтогаз» должен «Газпрому» в несколько раз больше. Были обязательства взаимные, и выплаты соответственно также должны быть взаимными. Есть же два дела в Стокгольмском арбитраже, и когда одни претензии удовлетворяются, а другие нет, то это не совсем корректно, мягко говоря».
Ректор РГУ нефти и газа имени Губкина Виктор Мартынов входит в совет директоров «Газпрома» с 2013 года. Имеет ученую степень доктора экономических наук.