Турция из-за разногласий с Россией по Сирии, Ливии и Нагорному Карабаху, а также возникшей угрозе введения санкций со стороны Евросоюза обдумывает варианты восстановления отношений с Западом, сообщает Bloomberg. Кроме того, на новую стратегию Анкары повлияла победа демократа Джо Байдена в США, с предшественником которого (Дональдом Трампом) у турецкой стороны сложились напряженные отношения.
Bloomberg со ссылкой на источники отмечает, что Реджеп Тайип Эрдоган после победы на выборах президента Турции в 2018 году намеренно отказался тесно сотрудничать с западными странами ради диалога с Россией, чем оттолкнул других членов НАТО.
Но последние события заставили руководство Турции переосмыслить свою внешнюю политику. Например, на эти планы повлияла война Азербайджана с Арменией из-за Нагорного Карабаха, где Анкара поддержала Баку, а Москва — Ереван.
Кроме того, на выборах в США проиграл Трамп, который ранее лишил Турцию истребителей F-35 из-за покупки российского зенитного комплекса С-400.
Также Анкара, несмотря на грозные заявления Эрдогана, рассчитывает все же избежать введения как американских санкций (на которых настаивает Конгресс США, но Трамп не поддержал ранее это решение), так и со стороны Евросоюза (из-за геологоразведки в спорных водах Средиземного моря, в том числе у берегов Кипра и Греции).
Если ограничения будут введены, это сильно ударит по турецкой экономике, которая ослаблена из-за пандемии, указывает Bloomberg.
Кроме того, помимо Карабаха, у Турции накопился еще ряд проблем с Россией. Например, Москва, по мнению турецкой стороны, пока не оправдала ожиданий Анкары на передачу технологий, используемых в С-400, для возможности их совместного производства.
Также у обеих сторон наблюдаются разногласия по Сирии: президент России Владимир Путин поддерживает сирийского президента Башара Асада, против которого выступает Эрдоган. Кроме того, в Ливии Турция оказалась на стороне международно признанного правительства в Триполи, а Россия поддержала фельдмаршала Халифу Хафтара (Ливийская национальная армия).
Что касается Байдена, то здесь администрация Эрдогана планирует сделать ставку на веру демократа в многонациональные институты и трансатлантические связи. Кроме того, наличие турецких военных на Ближнем Востоке поможет сдержать Россию в этом регионе, уверены собеседники агентства.
О том, что у Москвы с Турцией существуют разногласия, ранее отмечали пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, а также сам Путин. Так, в 2015 году турецкий F-16 сбил российский Су-24. Стороны урегулировали конфликт, однако позднее Москва не раз обвиняла Анкару в поддержке боевиков в Сирии, а также атаковала позиции протурецких ополченцев.
Помимо этого, в феврале Эрдоган попросил Путина оставить Турцию и Сирию «один на один». Кроме того, турецкий лидер спросил главу России о целях страны в Сирии — согласно позиции Анкары, Москва ищет в арабской республике нефть или возможность построить военную базу.
23 ноября агентство Reuters отмечало, что Россия и Турция разошлись во мнениях по поводу размещения турецкого наблюдательного пункта в Азербайджане. Москва тогда отмечала, что Анкаре не нужно создавать собственный военный центр отдельно от совместного пункта, на чем настаивала турецкая сторона.