Пентагон организовал совместные с Южной Кореей учения Vigilant Ace с участием 12 тысяч военнослужащих в непосредственной близости к границе с КНДР. На мероприятии отрабатываются массированные бомбардировки территории Северной Кореи с применением всех видов оружия, включая ядерное, рассказал «Шторму» ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований ИДВ РАН Константин Асмолов.
Совместные учения ВВС США и Южной Кореи под названием Vigilant Ace («Бдительный ас». — Примеч. «Шторма») начались 4 декабря. Пентагон заявляет, что цель учений — отработка совместных действий вооруженных сил Соединенных Штатов и Южной Кореи при любой погоде и в любое время суток. Дополнительная задача учений — тренировка точечного уничтожения ядерных и ракетных объектов КНДР, пишет южнокорейское новостное агентство Yonhap.
На Vigilant Ace самолеты отрабатывают массированные бомбардировки всей территории Северной Кореи, считает кореевед Асмолов. Он отметил, что среди задач ВВС США и Южной Кореи на учениях есть и ядерный удар по КНДР. «Эти учения незапланированные и довольно жесткие с точки зрения того, что на них отрабатывается. В частности — применение ядерного оружия по Северной Корее, это самое главное», — рассказал эксперт.
Вокруг КНДР на сегодняшний день находится немалое количество войск США, отметил Асмолов. В самих учениях заявляется участие 12 тысяч сотрудников ВС Соединенных Штатов, а неподалеку от берегов Корейского полуострова постоянно находится три авианосца.
Эксперт также обратил внимание на частоту проведения совместных мероприятий США и Южной Кореи в этом регионе. «В целом учений такого масштаба, в которых участвует 10–15 тысяч человек, проходит в год штук десять. Они не попадают в новости, потому что когда Север что-то запускает — это «угроза всему миру», а когда Юг что-то запускает — это «ответ на северокорейские провокации», и смотрите не перепутайте», — заявил эксперт.
Такая большая частота проведения маневров нужна для того, чтобы в любой момент можно было быстро перейти к полноценным военным действиям, подчеркнул Асмолов. «Если скатываться в пользу военного решения, оно должно проходить на фоне минимального воинского развертывания, а развертывание — проводить на фоне учений. Такие учения проходят с исчерпывающей частотой», — сказал он.
Кроме того, частое проведение военных мероприятий действительно «провоцирует Пхеньян на авантюры», отметил Асмолов, цитируя главу МИД РФ Сергея Лаврова. Вашингтон вряд ли сам пойдет на полноценные военные действия, считает эксперт, он выжидает любой оплошности со стороны КНДР. Асмолов считает, что в нынешней ситуации Пхеньяну необходимо некоторое время избегать любых ответных действий во избежание начала вооруженного конфликта.
Первый день Vigilant Ace начался с маневров ВВС обеих стран: участие приняли более 230 различных военных самолетов, включая шесть истребителей F-22 «Раптор», обладающих системами «стелс», которые позволяют маскировать воздушное судно от обнаружения радарами. В рамках мероприятия также предполагается задействовать флот и морпехов.
Учения начались с полуторачасового тренировочного полета четырех истребителей F-22. Когда самолеты вернулись на один из шести задействованных в мероприятии полигонов, у одного летательного аппарата обнаружились неполадки: он сел на взлетно-посадочную полосу, но самостоятельно двигаться не смог. Истребитель пришлось перемещать при помощи буксира.
Cеверная Корея традиционно назвала учения провокацией. За неделю до маневров Пхеньян произвел пробный пуск новой баллистической ракеты «Хвансон-15», которая сумела подняться на высоту более четырех с половиной тысяч километров. В ответ США призвали еще сильнее ужесточить санкции против КНДР и оборвать все контакты с этой страной.
Простоянный представитель России при ООН Василий Небензя признал, что Пхеньян 28 ноября совершил провокацию, но все равно попросил лидеров стран мира воздержаться от поспешных решений и военных действий. «Россия не может признать ядерный статус Северной Кореи, но в этом кризисе нет военного решения», — заявил он, призывая организацию пересмотреть подход к мирному урегулированию ситуации с КНДР.
Северная Корея уже не может импортировать уголь, железо, рыбу, текстиль, возможности страны по приобретению нефти ограничены, а совместные предприятия с другими странами запрещены. Тем не менее, в США сомневаются в работоспособности санкций. КНДР все еще получает уголь, но источник этих поставок неизвестен мировому сообществу.
Согласно российско-китайскому плану «двойной заморозки», Пхеньян должен был воздержаться от новых пусков. Москва считала своей заслугой то, что в КНДР в течение двух месяцев не проводили ракетные испытания. Взамен США и Южная Корея должны были прекратить проведение совместных учений, которые за последнее время участились. После выполнения этих требований Вашингтон и Пхеньян, по плану Москвы, могли приступить к диалогу.
Кризис вокруг КНДР разгорелся с новой силой, когда Пхеньян в августе 2017 года объявил об успешном запуске новых ракет-носителей для ядерного оружия. Способность Северной Кореи нанести реальный ущерб Японии и даже США подтвердили все вовлеченные в конфликт силы. ООН ввела новые санкции против КНДР. Пхеньян также заявил об успешном испытании водородной бомбы, а американские ученые обнаружили, что Северная Корея строит собственную ядерную подлодку.