Вице-премьер Турции Бекир Боздаг назвал переговоры, которые прошли между главой страны Эрдоганом и президентом США Дональдом Трампом «поворотной точкой» в отношениях между двумя государствами. Лидер свободного мира пообещал забрать у курдских отрядов народной самообороны предоставленное им для борьбы с ИГ (запрещено в России) оружие. Кроме того, Трамп решил пересмотреть вопрос выдачи Турции проповедника Фетхуллаха Гюлена, личного противника Эрдогана.
Сам президент Турции рассказал, что в телефонном разговоре с Трампом он попросил экстрадировать главу оппозиционной организации FETO Фетхуллаха Гюлена. Проповедник, которого считают личным противником Эрдогана, находится в Соединенных Штатах «в добровольном изгнании». «Я еще раз попросил Трампа экстрадировать Гюлена. Он обещал пересмотреть этот вопрос», — цитирует президента Турции газета Hurriyet.
Фетхуллах Гюлен в турецких официальных СМИ и политическом пространстве воспринимается как причина всех бед страны. 75-летний бывший проповедник и основатель общественного движения «Хизмет» до второй половины 1990-х годов был другом и союзником нынешнего президента Турции, который тогда только делал первые серьезные шаги в политике. В итоге Эрдоган и Гюлен поссорились из-за разницы во взглядах на суть государства и религии. Личные амбиции турецкого лидера также усугубили отношения.
В 1999 году Фетхуллах Гюлен уехал в США на лечение и не вернулся в Турцию. Через четыре года, в 2003-м, Эрдоган стал премьер-министром страны, и с тех пор глава движения «Хизмет» опасается возвращаться из-за «политических провокаций и нестабильности». Свои идеи Гюлен распространяет через образование: последователями проповедника являются многие выпускники школ, которые он открывал в ряде стран мира, в том числе и в России.
Когда разгорелся коррупционный скандал с Эрдоганом и его сыном, турецкий лидер обвинил в провокациях именно «Хизмет». В 2016 году, когда в стране произошла попытка военного переворота, ответственным также признали Гюлена. Сам проповедник отрицает все обвинения, заявляя, что всегда имел влияние на интеллектуальную элиту, а не на военнослужащих.
Несмотря на риск экстрадиции, Гюлен продолжает активно критиковать политику Эрдогана. В частности, он высказывался против «разбалансирования системы сдержек и противовесов», которое, по его мнению, произошло, когда турецкий лидер сменил конституцию и превратил страну из парламентской республики в суперпрезидентскую. Основатель «Хизмета» также осуждает задержания и аресты сотен военных, журналистов и политических деятелей, так или иначе мешающих Эрдогану.
Еще одной важной темой прошедшего в пятницу, 24 ноября, телефонного разговора между Трампом и Эрдоганом стали поставки оружия курдским силам самообороны, которые воевали против ИГ при поддержке американской Коалиции по борьбе с терроризмом. Сейчас, когда боевики побеждены, США должны прекратить снабжение вооружениями, считают в Анкаре. Кроме того, сирийские курды должны вернуть полученное ранее оружие Соединенным Штатам.
Эрдоган так сильно беспокоится насчет американских вооружений потому, что YPG связаны с запрещенной в Турции организацией «Рабочая партия Курдистана», которую обвиняют в сотнях различных террористических актов на юго-востоке страны за последние 15 лет. Анкара ранее активно критиковала Вашингтон за сотрудничество с отрядами самообороны и предполагала, что США помогают им «не только оружием, но и персоналом».
Лидер свободного мира пообещал Эрдогану прекратить поставки вооружений, чем сильно удивил профильные ведомства в Соединенных Штатах. «Решение Трампа, по всей видимости, застигло и Пентагон, и Госдепартамент врасплох. Официальные лица в обоих ведомствах заявили, что не знали об изменениях», — пишет Associated Press со ссылкой на источники в Пентагоне и Госдепе США.
«Разговор двух президентов — это поворотная точка в наших отношениях. Если США не сдержат обещания прекратить военную помощь YPG [отряды самообороны сирийских курдов, тесно связанные с запрещенной Анкарой организацией «Рабочая партия Курдистана], то они обманут весь мир. Турция будет следить за этим, а также за возвратом YPG выданного ранее оружия», — заявил Боздаг. Он отметил, что президент США признает присутствие своих войск на Ближнем Востоке ошибкой, сделанной предыдущей администрацией.
Экстрадиция Фетхуллаха Гюлена и отмена поставок оружия сирийским курдам могут стать хорошей разменной монетой, если президент США Дональд Трамп планирует восстановить отношения с Анкарой и постараться разбить ее альянс с Москвой и Тегераном. Союз трех государств и их влияние на Ближний Восток могут стать губительными для статуса гегемона, которым обладают Соединенные Штаты.