В России не было возбуждено ни одного уголовного дела за лайки в соцсетях — только за репосты, заявил официальный представитель Генпрокуратуры РФ Александр Куренной. По его словам, возбуждение уголовного дела по статье 282 УК РФ, которая является основной для «дел за репосты», требует доказать размещение информации обвиняемым, а лайк таковым не является. Как выяснил «Шторм», в истории дел за экстремизм в интернете действительно нет уголовных дел, возбужденных за лайк без размещения информации, однако на долю интернета все еще приходится 75% дел об экстремизме, возбужденных в 2017-м и первом полугодии 2018 года.
«Окрестили так все эти дела — «о лайках и репостах». Вот тут надо разделять: за репосты есть [уголовные дела], потому что репосты — это размещение информации, а за лайки нет ни одного уголовного дела», — пояснил Куренной в эфире видеосервиса Генпрокуратуры «Эфир». По его словам, ключевым фактором в «делах за репосты» является именно факт размещения экстремистской информации.
Представитель Генпрокуратуры признал, что 75% уголовных дел по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» за 2017 год действительно возбуждены за экстремизм в интернете. За первое полугодие 2018 года из 762 дел по 282-й статье за размещение информации в интернете возбуждены 571, что тоже составляет 74,9% от общего числа дел.
При этом в истории борьбы с экстремистскими репостами в России действительно почти нет «дел за лайки». Единственный зафиксированный случай — дело Витольда Филиппова, которого в 2012-м оштрафовали на 1000 рублей за лайк в соцсети «ВКонтакте» под кадром из фильма «Американская история Х», на котором был запечатлен персонаж Эдварда Нортона с татуировкой-свастикой. Изначально Филиппова могли осудить по 282-й статье, однако следствие не нашло мотива преступления и изменило статью обвинения на административную 20.3 (пропаганда нацистской символики).
Состав преступления у прокуратуры был — в 2011 году «ВКонтакте» дублировал любое изображение, которому был поставлен лайк, в специальный альбом на странице пользователя. Таким образом это дело также подпадает под критерий «распространения информации». Сам Филиппов заявил, что вызывал в суд программиста, который мог объяснить принцип работы сайта, однако суд отказался его слушать.
20 сентября пленум ВС РФ принял постановление, в котором уточняется судебная практика по делам об экстремизме, в том числе по распространению материалов экстремистской направленности в Сети. В постановлении отмечается, что посты в соцсетях являются преступлениями только в том случае, если разместившее их лицо призывало к экстремизму или разжигало ненависть или вражду. При решении вопроса о наличии состава преступления необходимо доказывать именно умышленное разжигание вражды.