Солдата-срочника Рамиля Шамсутдинова, расстрелявшего сослуживцев в воинской части в Забайкалье, суд присяжных признал виновным. Присяжные при этом отметили, что срочник заслуживает снисхождения. Первый зампредседателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин считает, что Шамсутдинов «не прокурор и не судья», чтобы лишать жизни других людей.
« Я бы все-таки оставил это решение по Шамсутдинову на усмотрение суда [а не присяжных]. В любом случае солдат и суд присяжных признали его виновным, — сказал Daily Storm Шерин. — Решение должно быть таким, чтобы у людей не было ошибочного мнения, что убийство человека может быть чем-то оправдано».
«Человек не может брать на себя функции судьи, прокурора и палача в одном лице. Ситуация такая, что многие думают, как уйти от наказания. Но самое страшное перед человечеством и Богом — лишить жизни другого. Мы видим Шамсутдинова, у которого ни перелома, ни ссадины. Он жив-здоров. А те, кто над ним, по его мнению, издевались, — мертвы», — добавил депутат.
Парламентарий выразил мнение, что дедовщина бывает, когда «не складываются отношения с одним старослужащим». «Дедовщина между солдатом и офицером не может быть. Понимание такое, что там погибли офицеры в том числе. Но есть устав. Не думаю, что офицеры издевались над Шамсутдиновым. Слишком много трупов. Он пожизненное не получит все равно», — полагает Шерин.
Ранее присяжные единогласно признали Шамсутдинова виновным в расстреле нескольких сослуживцев, а также в покушении на убийство. При этом они отметили, что срочник заслуживает снисхождения. За это проголосовали пять человек, еще трое — против.
Это означает, что окончательный срок должен составить не более 2/3 от максимально возможного для самой строгой статьи в деле. Максимальная санкция за убийство нескольких человек (без снисхождения) — пожизненное лишение свободы.
Трагедия произошла 25 октября 2019 года, когда во время смены караула в воинской части в Забайкалье Рамиль Шамсутдинов застрелил двоих офицеров и шестерых сослуживцев, еще двое были ранены. Следственный комитет России возбудил в отношении рядового дело по статье об убийстве двух или более лиц.
В Минобороны после трагедии заявили, что у Шамсутдинова был нервный срыв, спровоцированный «личными обстоятельствами, не связанными с прохождением военной службы». Однако позднее глава забайкальского комитета солдатских матерей Валентина Мордова рассказала Daily Storm, что сослуживцы опускали Шамсутдинова головой в унитаз и били. Командование части признало факт дедовщины.
В марте 2020 года Шамсутдинова признали вменяемым. Отец подсудимого Салим Шамсутдинов жаловался, что его сын подвергался издевательствам при прохождении психолого-психиатрической экспертизы. Мужчина утверждал, что сотрудники Института имени Сербского в Москве оскорбляли Шамиля и относились к нему предвзято.