St
Выход США из ядерной сделки по Ирану разделил Ближний Восток
18+

Выход США из ядерной сделки по Ирану разделил Ближний Восток

Все страны региона преследуют свои интересы, что может спровоцировать гонку вооружений

Все страны региона преследуют свои интересы, что может спровоцировать гонку вооружений Фото: © GLOBAL LOOK press/Ting Shen
Фото: © GLOBAL LOOK press/Ting Shen

Такой желанный для Израиля выход США из ядерного соглашения с Ираном наконец свершился. Это вызвало неоднозначную реакцию у государств Ближнего Востока и фактически разделило соседей на два противоположных лагеря: тех, кто поддержал решение Дональда Трампа, и тех, кто, наоборот, осудил его поступок. Позицию каждого из государств сформировали их собственные прагматичные интересы.


Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху долго добивался того, чтобы его ближайший союзник расторгнул сделку с Ираном, считая ее «ошибкой исторических масштабов». Долгие месяцы Нетаньяху убеждал Дональда Трампа, что Иран продолжает заниматься разработкой баллистических ракет и угрожает не только Тель-Авиву, но и всему Ближневосточному региону.


Неудивительно, что после объявления о выходе США из ядерной сделки с Тегераном Нетаньяху поспешил поздравить американского президента с «историческим шагом». «Сделка не уменьшила агрессию Ирана, она резко увеличила ее, и мы видим это на всем Ближнем Востоке», — пояснил Нетаньяху. Вероятно, израильский премьер-министр имел в виду усиление Ирана в регионе посредством его влияния на Ирак, Сирию, Ливан, где на последних парламентских выборах 6 мая победу одержала шиитская группировка «Хезболла»; Йемен, где мятежники шииты-хуситы уже который год успешно противостоят Саудовской Аравии; и, наконец, сектор Газа, где Иран поддерживает исламистское движение «ХАМАС». 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

К Израилю в противостоянии с Ираном присоединилась и Саудовская Аравия, наследный принц которой в конце марта обсудил с Трампом в Вашингтоне иранский «дестабилизирующий» фактор. Именно этот фактор в последние годы стал основным связующим звеном между исторически противоборствующими Эр-Риядом и Тель-Авивом. Саудовская Аравия, безусловно, также поддержала решение Трампа и выступила за возврат экономических санкций против Тегерана. «Мы надеемся, что международное сообщество выступит единым фронтом против иранских попыток дестабилизировать ситуацию», — заявил Эр-Рияд.


Усиление Ирана в регионе несет угрозу и Бахрейну, который выступил с поддержкой выхода США из соглашения с ИРИ. «Это решение отражает приверженность США противостоянию иранской политике и постоянным попыткам Ирана распространять терроризм в регионе с полным нарушением международных норм и законов», — говорится в заявлении МИД Бахрейна. Манама выступает против Тегерана прежде всего из-за неустойчивого баланса между шиитским и суннитским населением страны. Напомним, что шииты составляют более 50% населения, тогда как правящая верхушка — сунниты, составляющие меньшинство.

Еще одной страной, поддержавшей Трампа, стали Объединенные Арабские Эмираты. ОАЭ и Иран имеют давний территориальный спор из-за стратегически важных островов – Большой Томб, Малый Томб и Абу-Муса. Кроме того, ОАЭ наряду с Саудовской Аравией втянуты в конфликт в Йемене, где противостоят шиитам-хуситам. Это во многом является определяющим фактором выгоды Саудовской Аравии и ОАЭ от новых экономических санкций США в отношении Ирана. Неудивительно, что в январе 2018 года посол ОАЭ в США Юсеф аль-Отайба заявил об угрозе со стороны шиитов-хуситов и необходимости введения в связи с этим новых антииранских санкций.

Вместе с тем ряд государств региона, в том числе Персидского залива, отреагировали на решение Трампа не столь оптимистично. В частности, Кувейт и Египет осторожно отреагировали на сообщение о выходе США из ядерной сделки с Ираном, заявив, что будут с большим интересом следить за дальнейшим развитием событий. Такую позицию Кувейта можно объяснить тем, что отношения этой страны с Ираном остаются напряженными после конфликта Тегерана и Эр-Рияда в 2016 году, когда Эль-Кувейт принял сторону Саудовской Аравии. Египет же решил балансировать между Ираном и США, не вставая ни на чью сторону, а лишь призывая избегать вооруженных конфликтов в регионе, о чем заявили дипломаты Каира.


Турция не поддержала решения Трампа, учитывая напряженность в отношениях с США и сотрудничество Тегерана и Анкары по Сирии. Пресс-секретарь турецкого президента Тайипа Эрдогана заявил, что решение Соединенных Штатов вызовет нестабильность и новые конфликты. Откровенно не поддержали решение Трампа также Оман, Катар и Ирак, что объясняется хорошими отношениями этих государств с Ираном.


Правительство Катара предупредило о возможности гонки ядерного вооружения после разрыва соглашения. И подтверждение этих слов не заставило себя долго ждать. 9 мая в интервью CNN министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что, если Иран восстановит свою ядерную программу, Эр-Рияд готов начать работу над созданием такого оружия.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...