Крупные российские банки стали требовать у своих клиентов документальные объяснения по поводу денежных переводов даже на небольшие суммы — в пределе тысячи рублей, сообщили «Известия», ссылаясь на жалобы держателей карт. Адвокат, специалист по корпоративному и налоговому праву Дмитрий Ицков рассказал Daily Storm, что делать гражданам в случае получения таких запросов, и подверг сомнению законность соответствующих требований банков. Он предположил, что клиентов «бьют по пальцам» намеренно, пытаясь избавиться от тех, кто не платит комиссионные.
«Такие действия являются в принципе неправомерными. Клиент может осуществлять любые операции, которые не противоречат законодательству и правилам банка, — заявил Ицков. — Банки злоупотребляют своими полномочиями… Можно жаловаться в четыре службы: Центробанк, прокуратуру, Общество защиты прав потребителей и в сам банк. Однако вряд ли получится быстро получить от них необходимую помощь».
Даже в случае блокировки пластиковой карты банк не может запретить клиенту получить деньги с физического счета, напомнил эксперт. Можно расторгнуть соглашение с финорганизацией и потребовать возврата средств.
Банк, у которого возникают подозрения относительно легальности происхождения денег на дебетовой карте клиента, при проверке руководствуется законом о легализации денежных средств и внутренними правилами использования карт. Однако нет закона или внутрибанковского правила, запрещающего осуществлять переводы, объяснил Ицков: «В каждом конкретном случае [получения таких предупреждений] нужно разбираться отдельно. Если у банка вызвала подозрения небольшая сумма перевода, то здесь, скорее всего, речь идет о каком-то нарушении внутреннего правила».
Предупреждая некоторых своих клиентов, банки просто хотят избавиться от них, опасаясь, что сбор денег на одной карте может привлечь внимание правоохранителей, предположил юрист. Он считает маловероятным, что государственные органы могли негласно потребовать от кредитных организаций разобраться с неплательщиками подоходного налога.
«Крупнейшие игроки на этом рынке преследуют свои, сугубо меркантильные интересы, в первую очередь получение банковских комиссий, — пояснил эксперт. — Когда есть подозрение на предпринимательскую деятельность, банк хочет, чтобы физическое лицо открывало счет индивидуального предпринимателя, и тогда с каждого перевода, поступающего на такой счет, банк имел бы комиссию… Банк бьет по рукам своим клиентам, отучая их от проведения тех операций, которые банкирам неудобны [переводы без комиссий]».
27 ноября «Известия» написали, что клиенты ряда крупных российских банков, включая Сбербанк, Альфа-Банк, Тинькофф Банк и Бинбанк, стали получать извещения с требованием предоставить расширенную выписку со вклада и письменное пояснение целей расходования денежных средств с карты. Рядовые держатели «пластика» утверждали, что в случае невыполнения требований карты блокируются.
В официальном письменном комментарии Сбербанка Daily Storm отмечается, что банку «неизвестно о массовых блокировках карт или счетов клиентов». В пресс-релизе сказано, что финансовая организация оставляет за собой право обращаться к клиентам за подтверждением информации о денежном переводе, если возникают подозрения о мошеннической природе операции.