Дочерние компании «Ростеха» подали встречный иск к Siemens и требуют признать ничтожными три пункта договора о поставке в Россию газовых турбин. Пункты, накладывающие ограничения в соответствии с санкциями Евросоюза, нарушают Конституцию и угрожают суверенитету РФ, считают истцы. Siemens не согласна с иском. Доводы «дочек» «Ростеха» даже усиливают позицию немецкой компании, утверждают источники РБК, поскольку показывают, что в России изначально не собирались выполнять условия контракта. «Шторм» выяснил у специалистов по корпоративному праву, что для обеих сторон конфликта важны вопросы этики и сохранения репутации.
Встречный иск от ОАО «ВО «Технопромэкспорт» и ООО «ВО «Технопромэкспорт» поступил в Арбитражный суд Москвы 16 октября. Siemens, по мнению истцов, пыталась соблюсти европейские санкции против России, поэтому включила в текст договора о поставке семи газотурбинных установок SGT5- 2000E три пункта, которые делают цель всей сделки «противной основам правопорядка» России. Об этом сообщили РБК лица, знакомые с исковым заявлением.
Первый пункт, который «Ростех» называет «санкционной оговоркой» и требует признать ничтожным, гласит, что турбины Siemens должны быть использованы только в указанной в контракте стране и на определенной стройплощадке. Для использования их в другом месте необходимо получить официальное разрешение поставщика.
Согласно второму пункту, на который указали суду российские компании, немецкие турбины могут быть подключены только к энергоблокам сетей Краснодарского края. При этом покупатель не имеет права подключать их к электростанциям, которые обеспечивают энергоснабжение только Крыма.
В еще одном пункте Siemens указала, что имеет право не выполнять условия контракта, если из-за сотрудничества с российской стороной попадет под санкции Евросоюза и США, которые затруднят работу компании или грозят штрафами.
По словам источника РБК, эти пункты были включены немецкой компанией в контракт с целью не допустить поставки турбин Siemens в Крым, согласно санкционной политике ЕС. Siemens разъясняла свою позицию российской стороне в письме. «Технопромэкспорт» же изначально закупал турбины для Таманской ТЭС, которую уже в течение нескольких лет планируют построить в Краснодарском крае. Четыре из семи турбин оказались в Крыму, что и стало поводом для иска Siemens к структурам «Ростеха».
«Технопромэкспорт» заявил во встречном иске, что три «санкционные оговорки» необходимо признать ничтожными из-за нарушений правового законодательства и согласно определению Высшего арбитражного суда понятия сделки, «противной основам правопорядка». Крым и Севастополь с 2014 года входят в состав России, поэтому требования о недопустимости перемещения оборудования на полуостров нарушают принцип единства экономического пространства России. Кроме того, представители истцов считают, что контракт принуждает российскую сторону фактически выполнять санкционные решения Евросоюза, что является угрозой суверенитету и безопасности страны, а также нарушает конституционные права и свободы частных лиц, затрагивая интересы больших социальных групп. Ограничение поставки немецкого оборудования в Крым нарушает интересы жителей полуострова, заявили структуры «Ростеха».
Siemens собирается ходатайствовать о возвращении иска. Как пишет РБК, немецкая компания подала иск к «Технопромэкспорту», так как не стала бы поставлять оборудование в Россию, если бы знала, что турбины окажутся в Крыму. Более того, источник РБК заявил, что российская сторона изначально пошла на соглашение и подписание договора, не собираясь выполнять его условия. По мнению источника, «Технопромэкспорт» скрыл свои намерения от поставщика, нарушил условия договора и теперь подает иск, пытаясь доказать, что Siemens своими действиями нарушает российское законодательство.
Руководитель правового департамента Heads Consulting Диана Маклозян считает, что российская сторона действительно подписала контракт, зная о пунктах, нарушающих Конституцию РФ. Юрист рассказала «Шторму», что в России использовали все условия, чтобы действовать в своих интересах и в интересах граждан страны. «Конечно, компания осознавала, для какого объекта она закупает оборудование. Поэтому здесь говорить или о том, насколько это было этично, или о том, насколько это было необходимо. Оставлять полуостров без электричества тоже было бы неэтично», — сказала Маклозян.
По словам юриста, решением суда по иску немецкой компании договор может быть расторгнут. Но вернуть турбины «Ростех» не сможет, потому что они уже используются. Один из вариантов — возмещение стоимости оборудования. Но, учитывая, что делом занимается российский суд, а встречный иск «Ростеха» уже принят, высока вероятность, что он будет удовлетворен. Представители Siemens понимают это и на положительный исход дела для себя не слишком рассчитывают, считает юрист.
Маклозян объяснила, что «иск Siemens — это попытка объяснить Евросоюзу, что «извините, мы не виноваты, в нашем договоре изначально были обязательные условия, что данное оборудование не будет поставлено на спорную территорию». Они тоже преследуют свои цели».
Летом 2017 года Siemens предъявила претензии «Технопромэкспорту» после публикации Reuters. Агентство сообщило, что газотурбинные установки SGT5- 2000E немецкого произодства были привезены в Крым в обход санкционного режима, который запрещает компаниям из Евросоюза поставки оборудования на российский полуостров. Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что турбины имеют российское происхождение. В «Технопромэкспорте» уточнили, что четыре комплекта газотурбинных установок купили на вторичном рынке и модернизировали их в России.
Строительство двух тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе предусмотрено федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие республики Крым и города Севастополя до 2020 года». На развитие энергетики полуострова планируется потратить 49 миллиардов рублей. ТЭС строит компания «Технопромэкспорт».