10 апреля президент России Владимир Путин встретится с главой правительства Дмитрием Медведевым, сообщили «Шторму» источники в администрации президента. А уже на следующий день, 11 апреля, Медведев отчитается о работе правительства перед депутатами Госдумы.
Главный вопрос ближайшего месяца, которым задается весь без исключения политический бомонд, — усидит ли на своем месте глава правительства Дмитрий Медведев после инаугурации переизбранного президента Владимира Путина? Если близкий и давний друг и соратник главы государства все же останется у руля кабинета министров, то кому придется покинуть министерские ряды? И есть ли надежда на изменение финансово-экономического курса правительства в новую шестилетку нового-старого президента?
К сожалению, четко ответить на эти вопросы как минимум до самой инаугурации Путина 7 мая, и даже сразу после нее, не представляется возможным. Все карты на руках лишь у одного человека, и раскрывать их он пока не собирается.
Однако уже сегодня из происходящих в политике процессов можно сделать некоторые выводы. В частности, председатель правительства Дмитрий Медведев относительно успешно пытается заручиться поддержкой парламентских оппозиционных фракций, с которыми он уже провел консультации перед отчетом правительства в Государственной думе 11 апреля.
Помимо прочего, Дмитрию Медведеву удалось выстроить прочные отношения с руководством самого парламента и депутатами правящей партии, которую он же и возглавляет. Об этом свидетельствуют итоги встречи председателя правительства с расширенным заседанием фракции «Единая Россия».
«Стало доброй традицией обсуждать законопроекты перед внесением в парламент, и хочу сказать, что в плане взаимодействия мы вышли на принципиально новый уровень. Практически любой вопрос, возникающий у депутатов или членов правительства, мы можем обсудить в самых разных форматах с привлечением широкого круга экспертов», — заявил в ходе встречи Медведев.
По мнению премьер-министра, правительству и Государственной думе удалось научиться слышать друг друга и в оперативном порядке решать самые разнообразные вопросы. При этом никуда не исчезли и дискуссии, о которых в свое время позабыл экс-председатель Государственной думы Борис Грызлов.
«В Госдуме наша фракция имеет подавляющее большинство, но это не значит, что у нас мнения совпадают по широкому кругу проблем. Однако по ключевым вопросам, которые касаются единства государства, мы всегда проявляли абсолютное единодушие, — увещевал однопартийцев Медведев. — Это касалось и Крыма, и введения тотальных санкций по периметру в отношении нашей страны, и прочих трудных факторов, включая драматическое падение цен на нефть».
Однако так ли все радужно в отношениях с парламентариями, как это пытается представить глава кабинета министров?
В преддверии отчета правительства за последние шесть лет Дмитрий Медведев провел три закрытые встречи в расширенном формате с оппозиционными думскими фракциями. По всей видимости, главная цель этих консультаций — показать, что глава кабмина умеет не только прислушиваться к аргументам своих спарринг-партнеров, но и совместно с ними вырабатывать стратегию решения задач в важных стратегических отраслях. Все это ему необходимо для того, чтобы застолбить за собой пошатнувшееся кресло главы правительства. Уходить Медведев, очевидно, не собирается.
Договорившись о консультациях с думскими оппозиционерами, в правительстве однако навязали свой формат тем для разговоров. ЛДПР была предложена демография, коммунистам — сельское хозяйство, эсерам — тема ЖКХ.
Первая встреча прошла 28 марта с «соколами Жириновского». Консультация с ЛДПР была посвящена проблемам демографической политики. Либерал-демократам и кабинету министров удалось прийти к взаимопониманию относительно введения «демографического паспорта регионов» и адресному выделению бюджетных средств на улучшение демографических показателей конкретному региону, который в этом нуждается.
Глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат фракции ЛДПР Ярослав Нилов представил Дмитрию Медведеву также свои предложения по созданию в рамках правительства министерства по демографии.
Несмотря на спокойный и в целом положительный тон дискуссии, в ЛДПР все же остаются недовольны работой кабинета министров. Об этом в разговоре со «Штормом» заявил сам Ярослав Нилов.
«Мы недовольны тем, что наши инициативы не слышат и не поддерживают в правительстве. Но спустя время соглашаются с тем, что ситуацию исправлять надо. Взять хотя бы последний законопроект, рассмотренный в ГД, связанный с возможностью использования средств материнского капитала при рождении второго ребенка. Сделали границу в полтора прожиточных минимума на человека в семье. Мы изначально говорили, что это будет сдерживающим моментом. Предлагали сделать как минимум два прожиточных минимума. Спустя пару месяцев правоприменительная практика показала, что ЛДПР была права», — рассказал замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов.
В ЛДПР также возмущены, что правительство и правящая партия торпедируют ряд законодательных инициатив либерал-демократов. В частности, были отклонены разработанные программы в поддержку малого бизнеса, налоговых реформ, отмены транспортного налога, развития экономики в целом и многое другое.
«Мы постоянно слышим от правительства, что денег нет, денег нет... и снова денег нет. Хотя потом вдруг деньги находятся, но уже после вмешательства президента», — негодует либерал-демократ Нилов. Но все же не теряет надежды, что кабинет министров сделает выводы из общения с думской оппозицией.
Встреча с КПРФ прошла 2 апреля. На ней премьер Медведев обсудил с коммунистами развитие сельского хозяйства и всего аграрного сектора. Что удивительно, ведь главные претензии Компартии к правительству в первую очередь всегда носили социально-экономический характер. Впрочем, и аграрный сектор находится под пристальным взором коммунистов, и было бы глупо не обсудить даже навязанную кабинетом министров тему.
В ходе встречи с главой правительства Геннадий Зюганов представил предложение по надбавке в 25% сельским пенсионерам и настоял на выдаче школьникам по стакану молока в день. Глава Компартии сообщил о необходимости максимальной мобилизации ресурсов и все-таки не удержался — изложил основные направления программы КПРФ «20 шагов к достойной жизни», с которой на выборы президента шел директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.
Геннадий Зюганов заявил, что премьер и его министры «слушали с интересом и внимательно. Договорились поддержать машиностроение и сельхозмашиностроение, поддержали пенсионеров сельской местности. Решили целый ряд вопросов. Нашли понимание предложения по садоводству, виноградству с точки зрения налоговой системы. Так что в этом отношении есть реальные подвижки. В целом полезная встреча. Будут размышлять, готовиться к отчёту 11 апреля в Госдуме».
Ранее в СМИ появилась информация, что Геннадий Зюганов запретил депутатам фракции КПРФ давать политическую оценку Медведеву и его подчиненным, мол, коммунистов настойчиво попросили не бить по главе правительства в преддверии отчета в Госдуме. Однако «Шторму» без проблем удалось пообщаться с некоторыми парламентариями-коммунистами, которые без пиетета рассказали о деятельности кабинета министров.
Первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме, первый зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев рассказал «Шторму» о своих впечатлениях от встречи с главой правительства.
У депутата сложилось впечатление, что Дмитрий Медведев останется возглавлять правительство и после инаугурации Владимира Путина. Однако, признался Коломейцев, решающее слово за самим президентом и кроме него никто не знает о судьбе Медведева.
«Вы поймите, председатель правительства и любой министр работают ровно столько, сколько президент с этим согласен. Как только президент решит, что он не согласен, то любой из этих министров по пути на работу узнает, что он уже не подходит, — сообщил Николай Коломейцев «Шторму». – По ощущению, судя по тому, как отставили и сразу назначили Тулеева, наверное, нет, ничего не изменится».
Говоря о судьбе правительства, коммунист Коломейцев привел в пример бригадный подряд, который сложно менять в момент давно запущенных процессов.
«Когда вы заложник группы, которая вас оберегает и ставила, то что-то кардинально поменять крайне сложно, почти невозможно. Революции же делают не массы, а те, кто их [власть] окружает. По назначению премьера можно будет судить — собирается [правительство менять курс] или не собирается. Отдельных персон, конечно, можно поменять, но это же вопрос корпоративного согласования. Есть много групп влияния, каждая из которых хотела бы решить свои вопросы. Как только президент сможет согласовать запрос общества на перемены со своими группами влияния — от этого и зависит будущее многих вопросов. Но у меня создается впечатление, что не очень он собирается [это делать]», — заявил первый замруководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай Коломейцев.
Еще один коммунист, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат Вера Ганзя рассказала «Шторму», что у КПРФ остается ряд крупных претензий к правительству и его главе. Вместо того чтобы принимать конкретные меры по решению проблем в экономике и социальной политике, считает Ганзя, кабинет министров занимается декларациями, а депутаты Госдумы голосами правящей партии «Единая Россия» принимают законы о благих намерениях.
Депутат Вера Ганзя уверена, что лихорадочные попытки правительства исправить точечными решениями все возникшие давно проблемы, особенно в нынешней сложной экономической ситуации, не приводят к желаемому эффекту. Главные претензии коммунистов — отсутствие работы на результат и половинчатые меры в решении проблем. Отсутствует целенаправленная борьба с нищетой, бедностью, нет реальной поддержки промышленности, которая продолжает уверенное снижение темпов развития.
Также у кабинета министров нет решения проблем в сельском хозяйстве ввиду непродуманной аграрной политики и отсутствия индикативного планирования, убеждены в КПРФ. Что уж говорить о коррупции, вопрошает Ганзя, когда «мы одной рукой даем, другой отбираем. Делаем налоговыми нерезидентами своей страны тех людей, которые обязаны в силу своего гражданства платить налоги именно в России. В какую сферу ни зайди — везде одни проблемы».
«Мы принимали недавно закон об изменении в налогообложении в нефтяной отрасли, который тоже не решит проблем пополнения бюджета. Этим законопроектом правительство подтвердило, что они не собираются отступать от прежних методов управления экономикой. А это значит, что на сырьевой игле наша экономика будет сидеть и дальше. Нет серьезных решений по структурным изменениям в экономике — это самая главная претензия!», —восклицает член комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат фракции КПРФ Вера Ганзя.
Единственное, за что можно похвалить правительство, считает Ганзя, — это за спасение страны от дефолта. Впрочем, пускай политика правительства и предотвратила обвал российской экономики в девяностые годы, уверенности в том, что премьер и кабинет министров все-таки справятся с возложенными обязанностями, у коммунистов нет.
4 апреля прошла еще одна закрытая консультация Дмитрия Медведева и руководства на этот раз «Справедливой России». После встречи руководитель эсеров Сергей Миронов выразил полное удовлетворение ее итогами.
«Встреча прошла конструктивно, в позитивном настрое, — сообщил Сергей Миронов. — Мы передали Дмитрию Медведеву несколько наших новых законопроектов. Премьер-министр поддержал нашу идею о распространении программы реновации на всю страну, он согласился с тем, что было бы несправедливо, если бы реновация шла только в столице, а другие города не затронула. Что касается внесенного законопроекта об ограничении доли коммунальных платежей в семейных бюджетах, то Дмитрий Анатольевич сказал, что на реализацию такого предложения нужно изыскивать средства. Но у нас есть конкретные наработки на этот счет».
Своими впечатлениями от встречи со «Штормом» поделилась и присутствовавшая на ней председатель комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ, депутат-эсер Галина Хованская.
Говоря о деятельности правительства за последние годы, Хованская предложила «Шторму» разделять Дмитрия Медведева и его сотоварищей по кабинету министров.
«Если Дмитрий Анатольевич очень быстро схватывает, воспринимает проблему, удивляется, правит, комментирует то, что считает нужным, то насчет сотоварищей, извините, я воздержусь. Без комментариев. Некоторые такие, что мне неловко их воспроизводить, — нервничала Галина Хованская. — В какой-то степени его иногда вводят в заблуждение по поводу некоторых моментов, но тем не менее у него есть позиция, и он ее озвучивает».
«Он сказал мне — и я это запомнила, — что встреча была интересной, эффективной. О некоторых вещах он даже впервые узнал, о которых не знал раньше. Как я потом шутила, это вид снизу, от населения (смеется), а у них — вид сверху», — продолжала глава думского комитета по ЖКХ.
В целом, по ее мнению, у эсеров получился конструктивный диалог лично с Медведевым. Отвечая на вопрос, ждет ли она грядущих перемен в политике правительства и его структуре, Хованская сказала, что поддержала бы действующего главу правительства и сохранила бы за ним пост премьера:
«Я бы поддержала кандидатуру Медведева, но категорически не поддержала бы многих членов команды. Особенно которые… Вы понимаете, когда тебе пишут в отрицательных отзывах правительства такой аргумент, как «несвоевременно» или «преждевременно».... Типа «чего вы, Хованская, вперед паровоза бежите? Тормозите!». Или еще одна отписка – «нецелесообразно». Ну это не деловые аргументы, согласитесь».
Впрочем, не все так романтично и идеально в стане справороссов. По информации «Шторма», во встрече с Медведевым должен был участвовать и первый заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе Михаил Емельянов. Однако в последний момент сверху пришла разнарядка: Емельянова с собой не брать из-за его антимедведевской риторики.
Сам депутат Емельянов отказался комментировать эту информацию, однако рассказал нам о своем отношении к кабинету Медведева.
«Мягко говоря, мы не очень довольны работой правительства. Все-таки во главу угла экономической политики мы ставим экономический рост. А Медведев, как и его кабинет министров, показали себя в большей степени правительством стагнации, — рассказал «Шторму» первый замруководителя фракции «СР» Михаил Емельянов. — Не знаю насчет Медведева как премьера, но то, что правительство нуждается в серьезном переформатировании, — это очевидно. Его финансово-экономический блок не нацелен на решение проблем экономического роста. Борьба с инфляцией, совершенствование институтов, структурные реформы — они готовы заниматься всем чем угодно, но только не обеспечивать рост экономики. Решения принимаются на торможение».
Экономика — наиболее уязвимое место для правительства, убежден высокопоставленный эсер Емельянов. Именно поэтому, с его точки зрения, Дмитрий Медведев отказался обсуждать с оппозиционными думскими фракциями вопросы социально-экономического характера.
«С ними обсуждать-то нечего особо. Отчет Орешкина показал, что правительству нечего сказать. У них нет программы по реальному обеспечению экономического роста. Если ее принимать, то она ударит по финансовым спекулянтам и по импортерам, а это именно те люди, которые обеспечивают социальную поддержку этого правительства, — продолжал Михаил Емельянов. — К министру финансов и министру экономики претензий больше всего… Но если их поменять и при этом оставить премьера, то возникает большой вопрос: изменится ли что-то? Креатура премьера — это прерогатива президента, поэтому тут тяжело говорить».
Скепсис депутатов-оппозиционеров разделяют и эксперты. Директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин убежден, что Медведев и его правительство не собираются подвергаться критике во время заслушивания отчета думцами 11 апреля. Именно поэтому глава кабмина пытается наладить отношения с руководителями фракций и дает четкий сигнал, что решение Путина оставить Медведева на посту председателя правительства, скорее всего, уже принято.
Салин считает, что после инаугурации Путина правительство сделает все возможное, чтобы обеспечить преемственность былого курса. Никакого пересмотра и ревизии основ политики кабмина ждать не стоит, убежден эксперт.
«Что касается финансово-экономического блока — состав не изменится. А в целом обновление визуального ряда правительства ожидается достаточно серьезное, — говорит политолог. — По мнению главы государства, основная заслуга тех, кто курирует финансово-экономический блок, — это то, что они сохраняют относительную финансовую стабильность. Во время кризиса 2008 года сумели удержать ситуацию за счет резервов, в 2014 году, несмотря на скачки курса доллара, смогли вновь удержать ситуацию. Из-за этого курс, скорее всего, пересматривать не будут».
Все, что нас ждет в будущем, полагает Павел Салин, — «развитие в рамках действующей системы, повышение эффективности госуправления, повышение производительности труда. Будет повышение фискальной нагрузки на население, не только НДФЛ, но и другие оборотные налоги новые появятся».
Оценивая результат работы правительства Дмитрия Медведева начиная с предыдущего избрания Владимира Путина главой государства в 2012 году, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин замечает, что «это был уникальный период, когда правительство занималось систематическим, открытым и абсолютно безнаказанным саботажем указов президента».
На вопрос «Шторма»: «А почему же президент не убирает своих подчиненных за провал работы по отдельным направлениям?» — экономист Делягин с горечью и разочарованием в голосе отвечает, что Владимир Путин попросту верит тому вранью, которое ему докладывают министры и председатель правительства.
«Правительство изменится, но по сути останется прежним. Экономическая политика не изменится», — говорит директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин
До отчета Дмитрия Медведева перед депутатами Государственной думы осталось меньше недели. 11 апреля станет точкой бифуркации для премьер-министра Медведева и его будущего. Реакция парламентариев уже не дает повода сказать: отчет пройдет чинно, мирно и спокойно. Впрочем, последнее слово за Владимиром Путиным. Полученный на выборах президента 76%-й мандат доверия населения дает Путину карт-бланш на любые действия, направленные на развитие страны вкупе с сохранением стабильности. С этим правительством или без него. Главное — сделать шаг в верном направлении и почувствовать запрос населения на перемены, которые в любом случае неизбежны.