Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение об организации перевалки нефтепродуктов на экспорт в портах РФ в 2021-2023 годах. Оно имеет возможность автоматического продления. Документ предполагает, что за это время через порт Балтики будет отгружено более 9,8 миллиона тонн мазута, бензина и масел.
«По нашей договоренности на текущий год мы определили 3,5 миллиона тонн [нефтепродуктов]. С учетом того, что год уже стартовал, то около двух миллионов тонн мы готовы перевезти вместе с белорусскими партнерами. Следующий год — это 3,2 миллиона тонн, а 2023 год — 3,1 миллиона тонн», — заявил глава Минтранса России Виталий Савельев.
«Соглашение подписывается на три года, но оно практически неограниченного действия, потому что предусматривает автоматическую пролонгацию», — добавил министр.
Уточняется, что соглашение между Москвой и Минском предусматривает заключение контрактов по принципу take or pay. То есть если грузоотправитель обеспечивает перевалку в объеме меньше согласованного, морской терминал в любом случае получает плату за весь согласованный объем. С этими минимально гарантированными объемами в соответствии с договоренностью Россия и Белоруссия определяются на очередной год не позднее ноября предшествующего года.
Министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Алексей Авраменко рассказал о планирующемся подписании контрактов и об интересе к проекту таких предприятий, как Белорусская нефтяная компания, Новая нефтяная компания, Мозырский нефтеперерабатывающий завод и «Нафтан». «Абсолютный паритет цен с портами Прибалтики, что безусловно взаимовыгодно для наших обеих стран для реализации этих проектов», — отметил Авраменко.
Москва и Минск также готовы рассматривать возможность переориентации экспортных отгрузок белорусского калия из портов Прибалтики на порты России. По словам Авраменко, это «могут быть не только калийные удобрения, но и лесные грузы, грузы машиностроительного комплекса». Министр заявил, что данный вопрос «требует более детальной проработки с точки зрения мощностей портовой инфраструктуры». «Я думаю, этим вопросом мы плотно займемся», — добавил он.
В 2017 году глава государства Владимир Путин предложил обязать белорусскую сторону, получавшую нефть из РФ без пошлины, пользоваться услугами российских портов для перевозки нефтепродуктов. Однако Минск на тот момент посчитал это менее выгодным по сравнению с использованием для этих целей портов Прибалтики.
В августе 2020 года президент Белоруссии Александр Лукашенко после введения против него санкций пригрозил ответными ограничениями в адрес «зажравшейся» Литвы. «30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — сказал глава государства. Он также заявлял, что Белоруссия планирует переориентировать перевалку нефтепродуктов и хлоркалия из портов Литвы на российское направление.
Вице-премьер Александр Новак (курирует топливно-энергетическую отрасль) в январе 2021 года сообщил, что Москва обсуждает с Минском перенаправление от четырех до шести миллионов тонн белорусских нефтепродуктов из Литвы в российские порты. Речь тогда шла о портах в Приморске, Санкт-Петербурге и Усть-Луге. При этом в компании «РЖД» предоставили Белоруссии до конца 2025 года скидку в размере 50% на вывоз нефтепродуктов через порты РФ и возврат пустых транспортных средств.
14 февраля Минтранс заявил, что готов подписать документ о перевалке белорусских нефтепродуктов через российские порты, но ожидает решения Минска. Спустя два дня Лукашенко подписал указ, одобряющий проект межправительственного соглашения.