Страны, подписавшие соглашение ОПЕК+ по сокращению добычи нефти, решили создать на базе договора альянс стран. Оказавшийся в распоряжении «Интерфакса» устав планируемой организации предусматривает сохранение максимальной экономической свободы для всех участников альянса при соблюдении одного важнейшего принципа: стремление к стабилизации рынка. Завотделом исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин в беседе с Daily Storm назвал плюсы и минусы от вступления России в «альянс ОПЕК+».
«Соглашение ОПЕК+ позволяет поддерживать высокие цены на нефть. Формат альянса на базе сделки — логичное развитие той ситуации на нефтяном рынке, которая сложилась к настоящему времени», — объяснил Кулагин.
По его словам, старый формат ОПЕК уже изжил себя. Возможность контролировать рынок существенно снизилась благодаря тому, что страны, которые не входят в ОПЕК (Россия, Канада, США, Бахрейн, Бруней и прочие), сильно нарастили свое производство.
«Ситуация, при которой цены на черное золото корректируются лишь незначительно после сокращения уровня добычи в рамках ОПЕК, не устраивала страны картеля, — сказал ученый. — Получалось так, что они работали себе в убыток и на благо тех стран, которые не были связаны обязательствами в рамках ОПЕК. В том числе из-за этого обстоятельства было в свое время принято решение заключить соглашение ОПЕК+».
Если новый альянс так и не будет создан, это грозит тем, что и старый ОПЕК может попросту развалиться, поскольку он уже не справляется с основной своей задачей — формированием приемлемой для всех участников картеля цены на нефть, считает Кулагин. «Такая ситуация может привести в теории в краткосрочной перспективе к обрушению цены на нефть в два раза и курсу доллара внутри России на уровне 100 рублей», — отметил представитель РАН.
К минусам вступления России в альянс на базе ОПЕК+ Кулагин относит три важнейших: геополитический, инфраструктурный, а также фактор американской сланцевой нефти.
Первая и важнейшая причина — геополитическая. «СССР и Россия всегда были ни от кого независимыми политическими игроками, которым не требуются какие-то вспомогательные институты или соглашения, чтобы вести свою политику. Самостоятельность Москва во что бы то ни стало стремится сохранить — это одно из важнейших условий, почему Россия никогда не спешила вести дела со странами ОПЕК», — пояснил он.
Вместе с тем соглашение ОПЕК+ дает руководству России тот важнейший инструмент, который позволяет диктовать свои условия игры на рынке, отметил Кулагин. В том числе именно поэтому в Москве в свое время решили присоединиться к этой сделке.
Второй минус от присоединения РФ к альянсу ОПЕК+ заключается в особенностях нефтегазовой инфраструктуры России и ее отличиях, например, от системы добычи и транспортировки нефти в Саудовской Аравии, которая входит в ОПЕК, рассказал представитель РАН: «Проблема в том, что Саудовская Аравия в силу своего географического положения и прочих факторов может очень быстро наращивать или, наоборот, сокращать добычу. Россия так не может делать в силу сезонности разведки и добычи, графика ввода новых месторождений и так далее — в течение месяца мы не можем «включить» или «выключить» необходимый уровень добычи. Отсутствие гибкости накладывает определенные ограничения. Этот фактор, между прочим, — одно из условий, почему Россия в свое время не входила в ОПЕК. Если бы мы действовали так же быстро, как арабы, мы бы просто погубили свои месторождения».
Наконец, третья причина, которую выделил Кулагин: относительно высокие цены на нефть делают более рентабельной добычу нетрадиционной нефти, в том числе в США, и ограничивают развитие крупнейших российских игроков в отрасли, в первую очередь «Роснефти».
«Именно поэтому Игорь Сечин в начале февраля обратился к президенту с призывом не «держаться» за сделку ОПЕК+. Сечин считает, что американцы могут добиться существенного снижения цен на нефть с помощью добычи сланцевой нефти, сделав тем самым соглашение ОПЕК+ бессмысленным для России, — напомнил Кулагин. — Высокая цена на руку американским нефтепроизводителям. Кроме того, они могут очень быстро запускать сланцевые проекты, хеджируя риски и продавая добытую им нефть. В случае снижения цен они быстро уходят с рынка, ожидая очередного повышения. В России даже обычные проекты по добыче рассчитываются на 20-30 лет вперед».
«Члены соглашения ОПЕК+, включая Россию, видят это и задумываются: если бы цены на нефть были низкие, то американцы не смогли бы добывать сланцевую нефть. И уже только один этот фактор мог бы играть существенную роль на рынке в плане ценоформирования — игроки был понимали, что новой нефти просто неоткуда взяться», — добавил он.
Согласно проекту устава будущего альянса, который изучили в «Интерфаксе», новая организация будет работать на принципах добровольного выполнения обязательств, принятых правительствами стран. Ни один из участников соглашения не будет связан какими-либо правами и обязанностям юридического характера перед другими странами-участницами. Альянс также не будет ограничивать права государств на управление своими природными ресурсами и предъявлять жесткие экологические требования. Главная цель альянса — стабилизация ситуации на мировом нефтяном рынке.