Один из разработчиков нервно-паралитического вещества «Новичок» Вил Мирзаянов в интервью «Фонтанке» заявил, что если в клинике уровня Charite у оппозиционного политика Алексея Навального не нашли сразу же следов поражающего вещества (токсина), как это было с экс-сотрудником ГРУ Сергеем Скрипалем и его дочерью Юлией, то вряд ли его отравили боевым ядом. Также Мирзаянов указал, что у политика не было обнаружено первых признаков отравлений фосфорорганическими веществами: потеря зрения, сужение зрачков и конвульсии.
«Если пострадавшие проходили лечение в клиниках уровня Charite, и там не смогли определить токсин, значит, скорее всего, его не было. Когда в 2018 году отравили Скрипалей, поражающее вещество определили практически сразу… Пока, исходя из доступной нам информации, нет свидетельств воздействия отравляющего вещества», — сказал ученый.
Мирзаянов также отметил, что в сообщениях российских экспертов не упоминались симптомы, указывающие на первые признаки отравления боевым ядом.
«Судя по новостям, которые поступали из Омска, медики ни разу не упоминали о наличии у Алексея Навального симптомов, характерных для поражения фосфорорганическими отравляющими веществами, которые как раз угнетают холинэстеразу. Не было сообщений о потере зрения, сужении зрачков — а это первый признак отравления. Не сообщали также и о конвульсиях. А это обязательные факторы при отравлении фосфорорганическими веществами», — подчеркнул он.
«Что касается обнаруженных у пациента ингибиторов. Существует очень много веществ, которые угнетают холинэстеразу. Судить наверняка можно только по показателям хромато-масс-спектрометра [прибор для количественного и качественного определения отдельных компонентов в сложных смесях]. В библиотеках спектров для определения компонентов, которыми располагают европейские лаборатории, есть все возможные отравляющие вещества. И определить яд ничего бы не стоило», — добавил ученый.
По его словам, определить любое отравляющее вещество, если оно в организме действительно присутствует, для специалистов не составит никаких проблем. Мирзаянов также отметил, что не знает, откуда в теле российского политика появились ингибиторы холинэстеразы.
Что касается версии, могли ли российские врачи удалить каким-либо образом следы отравляющего вещества из организма Навального до того, как основателя ФБК* решили выпустить на лечение в Германию, разработчик «Новичка» ответил отрицательно.
«Это невозможно. Если фосфорорганическое вещество попадает в организм, то его последствия будут наблюдаться очень долго. Чтобы вымыть такой яд из организма, нужны месяцы, если не годы», — подчеркнул он.
Что касается атропина, которым Навального лечат сейчас в Германии, то Мирзаянов не нашел в выборе этого лекарства ничего необычного.
«Возможно, в Германии его назначили, заметив угнетение холинэстеразы. Атропин — это препарат, который вырабатывают из белладонны, его назначают по многим признакам. Он применялся раньше как первая помощь при поражении фосфорорганическими веществами. Но потом мы перешли на более сильные и действенные препараты, такие, как афин. Если бы медики применили его, это был бы серьезный признак», — резюмировал он.
24 августа врачи берлинской больницы Charite, где находится Навальный, заявили, что политик был отравлен: у него выявили интоксикацию ингибиторами холинэстеразы. Конкретное вещество не установлено. Пациента лечат атропином. Врачи сообщили, что оппозиционер остается в искусственной коме, острой угрозы жизни нет. Но, по словам медиков, долгосрочные последствия для нервной системы Навального нельзя исключать.
Однако завотделением анестезиологии-реанимации №1 Центра имени Пирогова в Омске Борис Теплых рассказал, что врачи в первый день госпитализации Навального проверяли версию об отравлении ингибиторами холинэстеразы, и она не подтвердилась. По словам Теплых, ничего нового немецкие врачи из клиники Charite не сообщили, потому что они описали общую клиническую картину, но само вещество так и не нашли, как и российские медики.
25 августа в МИД РФ сообщили, что отравление оппозиционного политика Алексей Навального, несмотря на обвинения, на самом деле невыгодно для российских властей. По словам российских дипломатов, США пообещали крайне суровое наказание в случае подтверждения версии с умышленным отравлением основателя ФБК.
Навальному стало плохо утром 20 августа в самолете, следовавшем из Томска в Москву. Лайнер приземлился в Омске, оппозиционера госпитализировали. Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш сообщила журналистам, что он ничего не ел утром и только пил чай. Врачи первоначально оценили состояние Навального как стабильно тяжелое, он впал в кому, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. Утром 22 августа основателя ФБК самолетом доставили в аэропорт Берлина, а затем в клинику Charite.
* ФБК, ФЗПГ и штабы Навального признаны экстремистскими организациями в России по решению суда. ФБК и ФЗПГ также признаны в РФ НКО — иностранными агентами.