МИД России не считает необходимым отвечать на «Кремлевский доклад» и вводить ответные санкции. Замглавы ведомства Сергей Рябков в интервью газете «Известия» отметил, что публикация «списка друзей Путина» — ожидаемое развитие российско-американских отношений.
«Надо оценить последствия с точки зрения его применения. Мы говорили и продолжаем говорить, что политический смысл происходящего может быть только один — это стремление Вашингтона «нажать» на Россию. Соответственно мы не гонимся в этой ситуации за строгой зеркальностью и во вред себе действовать не будем», — отметил замминистра иностранных дел.
Рябков считает, что «Кремлевский доклад» только помог российской общественности и политикам объединиться против США. Вашингтон в очередной раз продемонстрировал, что его политика неоправданна, нелегитимна и контрпродуктивна, считает Рябков.
Пока что Москва не планирует вводить контрсанкции в связи с публикацией «Кремлевского доклада», но в будущем это может измениться. «Отвечать будем, когда и если наш президент, наше руководство, оценив совокупность факторов, придет к выводу, что этот момент настал», — заявил Рябков «Известиям». Дипломат напомнил, что в 2017 году Москва неоднократно зеркально реагировала на ограничительные меры со стороны Вашингтона.
Замминистра также рассказал изданию, что подготовка иска МИД к руководству США по поводу изъятия дипломатической собственности в Сан-Франциско и других городах, где Вашингтон ограничил доступ к российским торговым представительствам и иным зданиям дипмиссии. Рябков видит этот процесс как ситуацию, из которой Москва в любом случае выйдет с победой.
Американский суд всегда позиционировался как независимый от других ветвей власти, и если он примет решение вернуть МИД РФ дипсобственность, то Россия получит обратно все изъятое, а Соединенные Штаты, возможно, даже оштрафуют. «Если вопреки нашим ожиданиям американский суд в итоге займет иную точку зрения и фактически встанет на сторону исполнительной власти, это добавит нам аргументов для того, чтобы фиксировать фундаментальнейшее отклонение США как субъекта международного права от общепринятых норм поведения», — подчеркнул Рябков.
Дипломат также прокомментировал ключевые международные конфликты и озвучил позицию МИД по поводу них. Рябков отметил, что Москва не приемлет украинский проект ввода миротворцев в Донбасс, согласно которому самопровозглашенные республики окажутся отрезанными от РФ. МИД также уверен, что Киев не планирует выполнять минские договоренности. Российское внешнеполитическое ведомство отвергает альтернативные идеи, но надеется на плодотворное сотрудничество помощника президента России Владислава Суркова со спецпредставителем США Куртом Волкером.
Рябков также озвучил позицию по ситуации вокруг КНДР. Россия также поддерживает решение Вашингтона отложить совместные учения с Сеулом на время Олимпиады-2018, куда приглашены спортсмены из Северной Кореи. Пхеньян же не проводит ядерные испытания. Все это соотносится с российско-китайским планом по решению конфликта. «Надо, чтобы наши партнеры в рамках этих усилий увидели смысл и полезность идей, связанных с так называемой двойной заморозкой… Мы призываем к сдержанности», — отметил Рябков.
Замглавы МИД прокомментировал и другие ключевые моменты международной повестки. Он отметил, что не понимает действий Вашингтона в отношении Ирана: отказываться от «ядерной сделки» с Тегераном, или даже грозить ему это сделать — непродуктивная тактика. В Сирии Москва держит контакт с американскими военными, но отмечает, что у США мало шансов повлиять на ситуацию в этой стране, рассказал Рябков. Наконец, замминистра иностранных дел сообщил, что ведомство активно ведет диалог с Вашингтоном по поводу заключенных в американских тюрьмах россиян — Константина Ярошенко, Виктора Бута и других — но результаты этого диалога недостаточны.
«Список друзей Путина», или «Кремлевский доклад», — это перечень правящей элиты России: политики, чиновники и близкие к власти бизнесмены. США проводят в отношении этих лиц глобальное расследование, пытаясь найти все их заграничные активы. Само попадание в перечень не означает, что фигуранту запретят въезд в США или заморозят его активы, но оно заставит всех потенциальных партнеров этого лица на Западе серьезно задуматься, иметь ли дело с такой «радиоактивной» личностью.