Представьте себе восьмимиллионную армию безработных россиян. Трудно? Тогда вообразите, что жители Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга в течение пяти лет стали полностью безработными. И так тяжело? В таком случае выведите число местных жителей, населяющих Самару, Ростов-на-Дону, Уфу, Красноярск, Пермь, Воронеж и Волгоград. Вывели? Должно было получиться приблизительно 7 618 000 человек. И вот все они безработные. В это тоже сложно поверить? Нам тоже. И пускай почти восемь миллионов безработных не будут сосредоточены исключительно в этих или каких бы то ни было других городах страны, уже к 2024 году они реально могут заполонить всю Россию.
К таким неутешительным и в какой-то степени даже апокалиптичным выводам пришел главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития, доктор экономических наук Алексей Кашепов. Соответствующая статья под названием «Прогнозирование рынка труда в условиях современных институциональных реформ» (стр. 44–55) была опубликована в свежем номере научно-практического журнала «Социально-трудовые исследования», который выпускается Всероссийским научно-исследовательским институтом труда Министерства труда России.
Экономист решил исследовать влияние законодательных изменений на соотношение спроса и предложения на рынке труда за последний год. Алексей Кашепов признает социальную остроту последствий пенсионной реформы и призывает правительство принять меры по ее снижению. В противном случае беды не миновать.
«Повышение пенсионного возраста вызовет увеличение численности населения в трудоспособном возрасте по среднему варианту примерно на 9 миллионов человек в 2023–2024 годах, — отмечается в исследовании. — При этом дополнительное вовлечение лиц в возрасте 55–60(65) лет в состав рабочей силы составит не более 4–5 миллионов человек, поскольку половина «новых трудоспособных» уже входит в состав рабочей силы. Потери населения от невыплаты пенсии «новому трудоспособному» контингенту составят около 1,5 триллиона рублей в год в 2023–2024 годах.
Вследствие опережения роста численности рабочей силы над ростом числа рабочих мест безработица может увеличиться с 3,5–4,0 миллиона до 7,7–7,8 миллиона человек и составить 9,6–9,7% от численности рабочей силы».
Иными словами, власти Российской Федерации не смогут предложить народу необходимое количество рабочих мест, которое потребуется из-за того, что в прошлом году был увеличен возраст выхода людей на пенсию. Рабочих рук и голодных ртов к 2024 году станет больше в два раза, нежели сейчас, ибо еще вчера россиянин мог выйти на пенсию в 55 (женщины) или 60 лет (мужчины), то уже завтра они вынуждены будут работать лишние пять лет. И будем мы наблюдать это в ежегодном режиме, поскольку пенсионный возраст повышается поэтапно.
«В связи с принятием нового законодательства о пенсионном возрасте численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться в 2019–2023 гг. ежегодно на одну годичную возрастную группу. <…> В 2019 году численность населения трудоспособного возраста пополнится на 918,1 тысячи мужчин и 1 миллион 153 тысячи женщин», — указывает главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития, доктор экономических наук Алексей Кашепов.
Далее увеличение численности трудоспособного населения будет происходить до 2023 года включительно, отмечает Кашепов, когда общее увеличение численности мужчин и женщин «новых трудоспособных» возрастов достигнет 9,4 миллиона человек и после будет колебаться с прохождением демографических волн в диапазоне 8,5–9,5 миллиона человек в год. И все это за счет повышения пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 и для мужчин с 60 до 65.
По расчетам ученого, численность трудоспособного населения страны увеличится с 82,3 миллиона человек в 2018 году до 88,6 миллиона в 2024-м. Всему виной — повышение пенсионного возраста. При этом численность рабочей силы (сумма уже занятых с пока еще безработными) с учетом дополнительного вовлечения на рынок труда части мужчин в возрасте 60−64 лет и женщин 55−59 лет к 2024 году составит 80,6 миллиона человек. Дополнительный прирост рабочей силы из-за повышения пенсионного возраста может составить около четырех миллионов в 2024 году.
«В идейном плане похоже на правду. Другое дело, что нужно смотреть, как сделаны расчеты. Например, без расчетов я рассуждаю примерно так же. Где всем этим людям работать? Рынок труда не воспримет такое увеличение, — прокомментировал Daily Storm публикацию Кашепова главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. — Так или иначе, идейно ли, расчетно ли, как он рассуждают и многие специалисты, особенно в Российской академии наук, отдельных вузах и отраслевых институтах, в том числе, как видите, и при Минэкономразвития оказался честный человек. Даже если он ошибается на какую-то величину — пускай, но увеличение безработицы все равно произойдет. Пусть не до 10%, пусть до 7% или до 6,5%. Но сейчас они же рапортуют о 5%! Но очевидно, что в результате этой пенсионной авантюры безработица возрастет!»
Автор публикации опасается, что организации постараются по возможности не нанимать ищущих работу (безработных) сотрудников предпенсионного возраста, то есть мужчин в возрасте 60-64 и женщин в возрасте 55-59 лет.
Главный научный сотрудник Института макроэкономических исследований Минэкономразвития Алексей Кашепов также считает, что дополнительного обсуждения требует и так называемая проблема бабушек.
«При среднем возрасте женщин при рождении ребенка, который приближается к 29 годам, средний возраст их матерей как раз попадает в возрастной диапазон 55–59 лет. При недостатке мест в детских садах в ряде регионов «проблема бабушек» может стать дополнительным барьером на пути повышения рождаемости в стране. Поэтому целесообразна разработка нормативного акта, по которому матери женщин, родивших ребенка, могли бы выходить на пенсию в 55 лет или после рождения ребенка (внука) в период от 55 до 59 лет», — считает автор статьи.
Резюмируя эти и многие другие предложения, Кашепов призывает правительство России срочно разработать новую программу сохранения и создания рабочих мест на долгосрочный период и приступить к ее реализации. В противном случае стране не избежать серьезного роста безработицы, а как следствие — социальных потрясений.
Главный научный сотрудник Института экономики Российской академии наук Олег Сухарев в разговоре с Daily Storm с сожалением констатировал, что пока не просматривается никаких коренных системных изменений в экономической модели государства. По его мнению, таковая должна быть подчинена определенному алгоритму или даже плану.
«Методы управления никто не отменял: планирование, организация, управление, мотивация и контроль. Это логика научного управления, чего ее бояться?! Но как раз таки эта логика пока не просматривается системно. Кто в лес, кто по дрова», — отмечает Сухарев.
Экономист также добавляет, что безработица уже начала свой рост, однако власти ее скрывают самым простым образом: не регистрируют безработных.
«Сейчас они показывают 5% безработицы, ну, покажут 5,5%, ну, 5,8%. Скажут, что немножечко возросла, но реальная будет как раз 7%, а может быть, даже и, как этот честный профессор пишет, почти все 10%», — опасается главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев.
Примечательно, что до публикации и на момент написания обсуждаемой статьи Алексей Кашепов числился главным научным сотрудником Института макроэкономических исследований ВАВТ Минэкономразвития. Однако, как рассказали РБК в пресс-службе ведомства, Кашепов больше не работает в приведомственной академии. Якобы он покинул ее 11 февраля.
По мнению члена президиума Столыпинского клуба, независимого экономиста Владислава Жуковского, Кашепов повторил судьбу Александра Суринова, который 24 декабря 2018 года был освобожден от должности главы Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат). По официальной версии — по его же просьбе.
«Совпадение? Не думаю, — считает Жуковский. — Человек мог годами мириться с позицией работодателя, на что-то закрывать глаза — на антисоциальные реформы, на повышение налогов, акцизов, цен на бензин, на введение огромного количества сборов, но когда вопрос встал совсем ребром, репутация ученого для него оказалась важнее. Во-первых, его могли уволить задним числом. Во-вторых, у него уже могло быть написано заявление с открытой датой, а когда понадобилось — его достали и уволили. Думаю, что человек поплатился за свою профессиональную позицию, и никакой конспирологии здесь нет. Такие исследования готовятся не один день и даже не одну неделю».
Что касается самого исследования, Владислав Жуковский считает его объективной оценкой последствий повышения пенсионного возраста. На фоне затяжной рецессии в экономике, а также падения доходов населения на протяжении пяти лет подряд в «воспаленном сознании чиновников Росстата» наблюдается рост ВВП и инвестиций.
«Думаю, что оценки, которые даны в статье, — очень близки к истине. Только за ближайшие пять лет количество россиян в трудоспособном возрасте увеличится с 82 до 88 миллионов человек. То есть армия рабочей силы станет на шесть миллионов человек больше! При этом спрос на рабочую силу, на рабочие места, которые есть в экономике, которая не растет, за исключением сырьевого сектора и госслужбы, составит 72-73 миллиона человек. Получается, что за бортом экономики окажется вообще порядка 15 миллионов человек по самым негативным оценкам», — говорит экономист Жуковский.
2024 год также интересен тем, что именно тогда пройдут выборы президента Российской Федерации. Для Владимира Путина — это последний срок в качестве главы государства, а значит, ему придется озаботиться вопросом преемника.
В ближайшие пять лет система власти будет готовиться к своему транзиту — менять форму при сохранении содержания. Повлияет ли на так называемый транзит ухудшающаяся социальная обстановка в стране — спрогнозировать не то чтобы сложно или невозможно, а просто бессмысленно. Во всяком случае, таким мнением с Daily Storm поделился директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
По мнению эксперта, до 2024 года в политической жизни страны случится одно или несколько масштабных событий, которые по значимости могут даже превысить негативные последствия от пенсионной реформы. Одно из них — так называемый транзит политической системы путем конституционной реформы.
«А могут случиться какие-нибудь «черные лебеди» в виде мирового экономического кризиса. Уже дважды была инверсия на мировых рынках, доходность облигаций менялась местами, что является не очень хорошим признаком и может оказать свое влияние. Но чисто с политологической точки зрения я бы сейчас насчет 2024 года не рассуждал. Думаю, что не позднее 2022-2023 годов, а быть может, и в 2020-2021-м, мы с вами будем наблюдать достаточно интересные события», — полагает Павел Салин.