Президент России Владимир Путин и премьер-министр Италии Джузеппе Конте в ходе телефонного разговора обсудили отравление оппозиционного политика Алексея Навального. Путин подчеркнул, что Москва против «скороспелых» обвинений в свой адрес и настаивает на тщательном расследовании обстоятельств госпитализации основателя ФБК*. Кроме того, стороны обсудили ситуацию в Ливии и протесты в Белоруссии.
«Затрагивалась также ситуация вокруг госпитализации А. Навального. С российской стороны подчеркнута недопустимость скороспелых и необоснованных обвинений в этой связи и заинтересованность в тщательном и объективном расследовании всех обстоятельств произошедшего», — сообщается на сайте Кремля.
Во время разговора о событиях в Белоруссии Путин подчеркнул, что оказывать со стороны давление на официальный Минск или пытаться вмешаться во внутренние дела республики «контрпродуктивно». Также Москва указала, что против любой эскалации конфликта в Белоруссии.
«В отношении кризиса в Ливии отмечено, что он не имеет военного решения и должен быть урегулирован исключительно политико-дипломатическими средствами. Констатирована необходимость скорейшего возобновления межливийского диалога», — говорится в сообщении пресс-службы президента России.
Кроме того, Москва и Рим условились продолжить сотрудничество в рамках борьбы с COVID-19, включая работу над вакцинами от заболевания.
26 августа президент Германского междисциплинарного объединения реаниматологии Уве Янссенс сообщил, что немецким врачам клиники Charite может потребоваться несколько дней или даже недель, чтобы оценить, насколько серьезный вред был нанесен здоровью Навального. Ранее медики заявили, что основатель ФБК был отравлен, но каким именно веществом, они пока не знают.
24 августа врачи из Charite сообщили, что Навального отравили: у него выявили интоксикацию ингибиторами холинэстеразы. Конкретное вещество на данный момент не установлено. Пациента лечат атропином. Врачи отметили, что оппозиционер остается в искусственной коме, острой угрозы жизни нет. Но, по словам немецких специалистов, последствий для нервной системы Навального нельзя исключать.
Однако завотделением анестезиологии-реанимации №1 Центра имени Пирогова в Омске Борис Теплых заявил, что версия об отравлении ингибиторами холинэстеразы не подтвердилась. Теплых считает, что ничего нового врачи из Charite не сообщили. Они лишь описали общую клиническую картину, но само вещество так и не нашли, как и российские медики, добавил Теплых.
Немецкий канцлер Ангела Меркель, комментируя ситуацию с Навальным, призвала Кремль провести «прозрачное» и тщательное расследование обстоятельств ухудшения здоровья Навального. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что «российский народ, как и международное сообщество, требует фактов об отравлении Навального».
Основателю ФБК стало плохо утром 20 августа в самолете, следовавшем из Томска в Москву. Лайнер приземлился в Омске, политика госпитализировали. Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш рассказала журналистам, что он ничего не ел утром и только пил чай. Врачи первоначально оценили состояние Навального как стабильно тяжелое, он впал в кому, его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких.
Главврач омской больницы 21 августа заявил, что основной диагноз Навального — нарушение обмена веществ. Лечащий врач оппозиционера Анастасия Васильева не согласилась с этим вердиктом. Она настаивала на версии отравления. Утром 22 августа Навального самолетом доставили в аэропорт Берлина, а затем в клинику Charite.
* ФБК, ФЗПГ и штабы Навального признаны экстремистскими организациями в России по решению суда. ФБК и ФЗПГ также признаны в РФ НКО — иностранными агентами.