St
Отказ от улицы в пользу интернета
18+
Отсутствие денег и серьезных перспектив вынудили уйти кандидатов в президенты в Сеть Фото: © агентство Москва/Любимов Андрей

Отказ от улицы в пользу интернета

Отсутствие денег и серьезных перспектив вынудили уйти кандидатов в президенты в Сеть

Фото: © агентство Москва/Любимов Андрей

Оставшиеся дни до 18 марта не принесут каких бы то ни было сюрпризов. Исход выборов предопределен и очевиден, штабы кандидатов в президенты вяло катятся по инерции к дню выборов, а предвыборная агитация практически полностью сосредоточена в медиапространстве — там агитировать проще и дешевле, уверены эксперты.


Вообще, методы предвыборной агитации кандидатов этого политического сезона заметно отличаются от ситуации образца выборов президента 2012 года. На волне массовых фальсификаций результатов думской кампании в 2011-м и последующей протестной активности практически вся страна была завешана билбордами разных политических сил, массово раздавалась печатная агитпродукция, стены домов были украшены разнообразными плакатами и стикерами.


В этот раз ситуация кардинальным образом отличается от той, что была шесть лет назад. Волонтеров от кандидатов, раздающих агитационную продукцию, не сыщешь днем с огнем. Какую бы то ни было активность в столице проявляют только представители КПРФ и ЛДПР, на окраинах города можно наблюдать «яблочников», а вот хоть какую-то агитку Бабурина, Собчак, Сурайкина и Титова найти удается крайне редко.


«В регионах — да, мало агитации, в Москве все-таки что-то еще есть. Коммунисты раздают газеты и буклеты, полно билбордов с Жириновским, что-то есть у Собчак… Может быть, у КПРФ деньги кончились. Сложно сказать. А насчет других кандидатов — ну кто они такие? Госпожа Собчак давно жаловалась на финансовый кризис, еще пока подписи собирала. У Титова какие-то деньги есть, но вряд ли он будет много тратиться в условиях, когда ему светит 1%. Свои тратить глупо, а дураков-спонсоров, которые дадут тебе денег под 1% голосов, — такое счастье надо еще поискать. Вряд ли деньги у Бабурина есть — там семейный подряд. Его доверенные лица — его дети. А что там еще осталось? Сурайкин с тремя калеками?» поделился своими наблюдениями политолог Дмитрий Журавлев.


По мнению ряда экспертов, практически полное отсутствие наружной и уличной агитации может говорить о нескольких вещах. Первое — даже кандидаты не верят в свою победу, а значит, не вкладывают в нее необходимые бюджеты.


Второе — в условиях продолжающегося несколько лет экономического кризиса лишних денег на предвыборную кампанию у кандидатов просто нет: ни рядовые жители, ни тем более предприниматели не собираются спонсировать возможных претендентов на высший государственный пост страны, потому что просто нечем.


Третье. Никто из кандидатов, судя по всему, не рассчитывает извлечь из избирательной кампании политические дивиденды.


«Кроме, может быть, Ксении Собчак. Хотя Павел Грудинин был мотивирован, но он столько шишек набил, что ему уже точно не до чего, — полагает вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов. — Если с выборами 2012 года понятно, что там тоже не было интриги в плане результата, победитель был известен заранее, тем не менее казалось, что политический ландшафт в стране меняется и президентские выборы — это одна из лучших возможностей закрепить за собой определенные подвижки в политическом истеблишменте, в настроениях населения. Сейчас же процедура во многом ритуальная, потому кандидатам неохота денег тратить. Ну и плюс — организационно за эти годы гораздо слабее стали все политтехнологи, у которых меньше стало реальной работы».

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Список кандидатов многократно публиковали СМИ. Твердые приверженцы ЛДПР и КПРФ и так понимают, за кого им голосовать на этих выборах. Григорий Явлинский и Ксения Собчак, возможно, делят проценты в плане электората, но ни у того, ни у другого нет больших ресурсов на ведение кампании.


Явлинский делает ставку на встречи с избирателями и видеоролики на ТВ и в интернете, его волонтеры преимущественно занимаются поквартирным обходом избирателей и раздачей материала в метро. К концу кампании, по данным штаба кандидата, должно быть роздано порядка 30 миллионов экземпляров газет и листовок.


«У «Яблока» есть хоть какая-то сеть. Слабая, плохая, но есть. В регионах поэтому есть волонтеры. На местных выборах «Яблоко» показало, что у них есть задел в Москве. Правда, волонтеров «яблочных» в этот раз я в столице не видал, — отмечает политолог Дмитрий Журавлев. — Может быть, мне, конечно, не повезло, но я их не видел за эти месяцы, что парадоксально: Москва самый удобный для партии город; лучших показателей, чем здесь, они не получат нигде и никогда».

Ксения Собчак поставила на свой аккаунт в Instagram c 5,5 миллиона подписчиков и работу в соцсетях. Кандидат от «Гражданской инициативы» поддерживает свое присутствие почти в любом информационном поводе, на котором можно получить пиар. Будь то обвинения в адрес депутата Слуцкого, митинг против свалки в Волоколамске или шествие памяти погибшего политика Бориса Немцова. Агитационных газет всего порядка пяти миллионов. Что Явлинский, что Собчак также стараются лично посещать все ТВ-дебаты.

Владимир Жириновский присутствует на большом количестве баннеров по всей Москве — будь то реклама на маршрутках, автобусах и такси, рекламных щитах, а также на турникетах всех московских железнодорожных вокзалов. Ведется деятельность и по раздаче агитационных материалов, но настолько незаметная, что ее практически нет. Возникает ощущение, что все пикеты и вся предвыборная кампания разворачиваются в интернете.

Павел Грудинин имеет свои баннеры, сам разъезжает по регионам, встречаясь с избирателями и посещая местные градообразующие заводы и предприятия.


Правда, его сторонники и члены Компартии ведут не самую активную кампанию по распространению агитационной продукции на пикетах, как это было в 2012 году, когда на выборы шел председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. С другой стороны, информационная война, которая развернулась на телевидении против Грудинина, дала повод комсомольцам покреативить и выказать свое возмущение на улицах.



Остальные претенденты и вовсе используют только телевизионную площадку за неимением серьезных перспектив — ВЦИОМ выдает им результаты менее 2%.


«Может быть, все притормозили в связи с явным преимуществом одного кандидата. С другой стороны, и в 2012 году было понятно, кто победит. Я не знаю, почему это происходит. Любая логика и попытка объяснить разбивается о тот факт, что 2012-й и 2018 год принципиально мало чем отличаются друг от друга с точки зрения выборов. Может быть, дело в спонсорах», — недоумевает директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.


«Основному кандидату кажется бессмысленным тратить на агитацию деньги, а кандидатам, которые, так сказать, изображают борьбу с ним, — тоже денег жалко, они понимают, что результата не добьются. Речь идет только о возможном втором месте и о четвертом. Только эти две позиции создают хоть какую-то интригу, — уверен вице-президент Российской ассоциации политконсультантов Андрей Максимов. — Плюс достаточно сильно поднялись расценки на наружную рекламу, кризис, соответственно, с такими бюджетами кандидатов — цифры это всегда неподъемные. Ну и прежде всего — нет интриги».

При довольно слабом присутствии кандидатов на улицах (если в Москве есть хоть какая-то видимость ведения кампании, то в регионах она резко сходит на нет) — в глаза определенно бросается развернувшаяся предвыборная борьба в интернете.


Ролики, так или иначе связанные с фамилией Собчак, набирают в YouTube от десятков тысяч до нескольких миллионов просмотров. Так же дела обстоят и с Грудининым, новичком на политической сцене.


«В Сети идет мощнейшая кампания. У товарища Грудинина, у его сторонников и у его противников больше 10 тысяч видеороликов. Мощнейшая кампания идет в YouTube. У Собчак мощная кампания в ее Instagram — 5,5 миллиона подписчиков. Она там давит. Но все это скрыто от основного обывателя, — отмечает политолог Андрей Максимов. — Если бы предвыборные кампании были намечены на победу, то кандидаты использовали бы и старые инструменты [в части уличной агитации]. Пользовались бы сразу и всем. Но сейчас используется то, что меньше стоит. Один хороший спамер может загадить мозги десяткам тысяч людей в интернете. И стоит он намного дешевле, чем один билборд. Если вы посмотрите YouTube, то будете поражены, какое количество аккаунтов появилось за последние два месяца».


Политтехнолог Вячеслав Смирнов, представляющий на этих выборах интересы кандидата Сергея Бабурина, рассказывал «Шторму», что в интернет обычно уходят тогда, когда не хотят тратить деньги на избирательную кампанию. Там гораздо проще симулировать деятельность и отчитываться о проделанной работе.

В целом возникает ощущение, что ни один кандидат не видит какого бы то ни было «окна возможностей» после выборов. Либо не понимает, как им можно воспользоваться. Какие-то шансы на продолжение политической деятельности после 18 марта могут быть только у Павла Грудинина и Ксении Собчак.


Первому прочат судьбу то губернатора Подмосковья, то мэра столицы, то главы Минсельхоза — и даже сменщика Зюганова на посту главы КПРФ. Сам Грудинин говорит о том, что не прочь занять и кресло премьера. Ксения Собчак же нацелена на создание партии к парламентским выборам 2021 года. Велика вероятность, что ей удастся перетащить на себя протестный электорат Жириновского, с уходом которого ЛДПР ожидает серьезный лидерский кризис.


При этом некоторые исследователи предполагают, что, несмотря на низкие текущие рейтинги Грудинина, в урнах за него окажется гораздо больше, чем можно предсказать. И если это будет действительно так, то социологам и политологам будет что проанализировать.


«Пока трудно сказать, действительно ли это так. Социологический инструментарий дает то, что дает: рейтинг чуть выше Жириновского. Думаю, что это реальные рейтинги, поскольку люди так отвечают. А вот есть ли такая статистически значимая категория людей, которые не хотят честно отвечать на этот вопрос, — вот это действительно интересно», — полагает вице-президент Центра политических технологий Георгий Чижов.

Пообщавшись с депутатами Государственный думы, «Шторм» пришел к выводу, что интрига в кабинетах парламента сошла на нет. О выборах говорили неохотно и без существенного интереса.


Наш собеседник из числа высокопоставленных парламентариев на условиях анонимности рассказал, что им все стало ясно после послания главы государства Федеральном Собранию.


«В Госдуме вообще о выборах перестали говорить в коридорах. Результат предсказуем. После выступления Путина все стало окончательно понятно. Здесь главное — не пережать в последние дни, а то можно получить обратную реакцию... Думаю, оставшаяся неделя будет тихой и спокойной. Может, кто-то с кем-то подерется, может, Титов наконец-то нам расскажет «…а что Титов?», но все это уже бантики», — вздыхал аноним.


13 марта Всероссийский центр изучения общественного мнения выпустил последний в этом предвыборном сезоне опрос, рассказывающий о предпочтениях жителей России.


Безусловное первое место в нем занимает действующий президент Владимир Путин — 69%. Второе — кандидат от КПРФ Павел Грудинин с результатом в 7%. Недалеко от него ушел лидер либерал-демократов Владимир Жириновский с пятью процентами. Оставшиеся кандидаты на четверых забирают порядка 6% голосов избирателей.


По данным социологов, «прогнозируемый результат Путина составляет 69-73%, Грудинина — 10-14%, Жириновского — 8-12%, Собчак — 2-3%, Явлинского — 1-2%, Бабурина, Титова, Сурайкина — менее 1% у каждого», — заявил глава ВЦИОМ Валерий Федоров.


При таком раскладе — не удивительно, что на серьезную массовую уличную агитацию особенно никто и не сделал ставку. Как говорится, способов проиграть деньги гораздо больше, чем способов их выиграть. Особенно — когда речь идет о российской политике.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...